Кому выгоден хаос?

Восемь месяцев длится мораторий на организацию ярмарок. На каком основании и с какой целью он был введен?

Официальных пояснений причин ограничений данной формы мелкорозничной торговли от властей не последовало. При этом чиновники позволили себе нарушить единство экономического пространства государства, вводя ограничения этой сферы деятельности.

Однако мораторий был, видимо, не для всех. Администрации Невского района, как, должно быть, наиболее заслуженной, организовывать эти мероприятия в 2017 году разрешили. Об этом свидетельствуют записи в реестре. С приближением вступления в силу обновленного городского закона о ярмарках, администрация под руководством Константина Серова, который вскоре стал вице-губернатором, как наиболее креативная перестала проводить ярмарки, заменив их фестивалями. Эту многообещающую инициативу поддержали и в других районах города, развернув на территориях фестивально-палаточную торговлю.

У наиболее дотошных петербуржцев, естественно, возник вопрос: законно ли проведение таких фестивалей? Да и нужен ли вообще закон о ярмарках, если достаточно назвать палаточную торговлю фестивалем?

Но специалисты профильного комитета Смольного никаких нарушений в фестивальной фиесте, видимо, не усмотрели. Например, начальник управления развития потребительского рынка КРППР Елена Подгорная сообщила корреспонденту «ДП»: проводимые районами фестивали ярмарками не являются. Ведь они предусматривают и культурно-массовые мероприятия...

Отдавая должное глубине специальных познаний руководителя, хочется все же заметить: в соответствии с действующим законодательством фестиваль и представляет один из видов культурно-массовых мероприятий. А вовсе не ярмарку с проведением культурно-массовых мероприятий. Вспоминая ежегодную Рождественскую ярмарку с ее обширной культурной программой, задаешься вопросом: может, она была названа ярмаркой ошибочно? И ее следовало бы назвать Рождественским фестивалем? Попробуем в этом разобраться.

Порядок согласования организации и проведения культурно-массовых мероприятий (к ним в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга относятся церемония, фотосъемка, театрализованное представление, концертная программа, фестиваль и другие культурно-развлекательные мероприятия, проводимые в местах, не предназначенных для этих целей) осуществляется в соответствии с приказом губернатора от 02.04.1999 № 28-п «О рассмотрении уведомлений о проведении в Санкт-Петербурге культурно-массовых и спортивных мероприятий вне предназначенных для этого мест».

В этом документе нет ни слова об организации торговли на таких мероприятиях. Правда, появился приказ в те годы, когда свобода торговли ограничивалась лишь введением отдельных запретов на ее осуществление в определенных местах. А раз в приведенном документе подобные запреты отсутствовали, то организаторы фестивалей и других культурно-массовых мероприятий были вправе организовывать сопутствующую торговлю и общественное питание. Позже для этого стало необходимо получить только согласование профильного комитета Смольного.

Но с того времени многое изменилось в федеральном и городском законодательстве. Был установлен специальный порядок организации торговой деятельности через НТО и путем организации ярмарок. Таким образом, запрет на осуществление торговой деятельности в местах проведения фестивалей и других культурно-массовых мероприятий законодательством в настоящее время не установлен. Но, чтобы там торговать через НТО, необходимо соблюсти установленный порядок их размещения или придумать такой способ организации торговли, чтобы исключить их использование.

Пока же осуществление в местах проведения фестивалей торговой деятельности через НТО без соблюдения установленного порядка их размещения – нельзя признать законным.

Полагаю, что это хорошо понимают в КРППР. И не препятствуют проведению таких фестивалей. И вот почему.
Подведомственный этому комитету СПБ ГБУ «ЦККТРУ» (Центр контроля качества) после вступления в силу обновленного закона о ярмарках организовал на принадлежащих городу территориях, прилегающих к рынкам «Гражданский» и «Хасанский», 18 специализированных и универсальных ярмарок. Иногда они стыдливо помечены в реестре еще и как региональные.

В соответствии с обновленным законом государственные учреждения вообще не имеют права организовывать специализированные и универсальные ярмарки. А организовывать региональные ярмарки могут только государственные учреждения, подведомственные уполномоченным правительством Санкт-Петербурга на проведение региональных ярмарок ИОГВ. Но те до настоящего времени не установлены. Да и сам КРППР продолжает вести реестр ярмарок. Хотя его уже должен вести регулятор, в качестве которого КРППР не установлен.

Кому же выгоден хаос, который наблюдается в организации мелкорозничной торговли? Во-первых, торговым сетям, доля которых в торговле продовольственными товарами за последние четыре года повысилась еще на 10 % и составляет уже свыше 90 % (для сравнения: в Москве за тот же период она повысилась на 1 % и достигла лишь 20 %). Во-вторых, это выгодно нелегальной торговле, которая на фоне неразберихи достигла в городе небывалых размеров.

А кому невыгодно? Хаос не нужен легальной торговле, вынужденной нести часто необоснованные и неожиданные издержки, и потребителям, которые должны за это все больше и больше платить.

Сергей ЗАГРЕБА, экс-начальник управления государственного регулирования потребительского рынка КЭРППиТ Санкт-Петербурга