За район ответишь

Глава КРППР Эльгиз Качаев провел ликбез для депутатов ЗакСа, пригласивших чиновника обсудить уличную торговлю. Оказалось, что некоторые парламентарии не только смутно представляют порядок ее организации, но и плохо понимают разделение полномочий ИОГВ в Санкт-Петербурге.

В понедельник Эльгиз Качаев рассказал участникам постоянной комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству ЗакСа о состоянии субъектов МСБ и потребительского рынка в городе.

Парадоксально, но обычный доклад чиновника едва не закончился скандалом: оказалось, что депутаты открыли для себя много непонятного в деятельности ведомства. Например, парламентарии умудрились одновременно возмутиться тем, что КРППР не слишком активничает по части ярмарок выходного дня, и стремлением этого Комитета развивать ярмарочную торговлю в городе.

Мол, в первом случае чиновники лишают петербуржцев доступных товаров, а во втором – сталкивают предпринимателей в борьбе за внимание потребителя. В вину КРППР поставили и нежелание замещать функции правоохранительных органов, и даже отсутствие статистики иностранных граждан, занятых в потребительском рынке.

К относительному согласию сторонам удалось прийти только в связи с новым законом о ярмарках – проект был внесен на рассмотрение ЗакСа с пометкой «принять за основу в первом чтении».

Пришедшие с Качаевым сотрудники КРППР периодически удивленно перешептывались. Возможно, они были поражены компетенцией некоторых народных избранников, которым предстоит творческая редактура над петербургским законом о ярмарках.
Вероятно, тут следует остановиться и привести несколько диалогов, случившихся между главой КРППР и депутатами – они вполне стоят того.

Андрей Анохин против шаверм

Андрей Анохин, депутат: Эльгиз Идрисович, я очень много почерпнул из вашего доклада. Скажите, а какое количество иностранных граждан задействовано в уличной торговле? Ваш комитет ведет анализ? И есть ли у вас стратегия, направленная на то, чтобы этой торговлей занимались граждане РФ?

Эльгиз Качаев, председатель КРППР: На наших государственных рынках иностранных граждан нет. Мы внимательно за этим следим. Но вообще, существует федеральный закон, который провозглашает свободу предпринимательства. Честно говоря, мне даже трудно представить, с кем мы должны прийти к коммерсанту, чтобы спрашивать его паспорт и национальность, почему он торгует. У нас свои полномочия…

А.А.: Я говорю про гражданство, а не национальность. Это вопрос экономический, это отчисление налогов.

Э.К.: Предприниматели не имеют права принимать на работу недолжным образом оформленное лицо. То, о чем вы говорите – ведение сотрудников полиции и миграционной службы.

А.А.: Я хочу понять. Когда с предпринимателем заключается договор на устройство шавермы: есть ли у вас стратегия, чтобы не заполонять всю торговлю иностранными гражданами? Есть или нет?

Э.К.: Это некорректный вопрос. Все предложения идут от районных администраций. Мы суммируем их и включаем в Схему размещения. Как вы себе вообще это представляете? Когда компания заключает договор на размещение НТО, никто не знает, кто там будет торговать: Сидоров, Петров или Мамедов. По вашей логике надо вообще убрать уличную торговлю. Ведь там кто-то может находиться незаконно…

А.А.: Просто я хотел понять, есть ли стратегия? Наличие шаверм вызывает вопросы! Такого наплыва азиатской кухни не было у нас никогда…

По всей видимости, реплику о Схеме размещения депутат Анохин пропустил мимо ушей: резюмируя первую часть повестки дня, он объявил, что вся уличная торговля Петербурга сегодня находится в теневом рынке. А для столь нелюбимых парламентарием иностранных граждан КРППР, районные администрации и сотрудники полиции ввели систему поборов:
«Вы отвечаете за все, связанное с потребительским рынком и предпринимательством. В Москве уличная торговля работает не на царьков, а на бюджет. Мы же отдали ее на откуп криминалу. И нет планов выхода из этой ситуации», – кинул депутат Эльгизу Качаеву.

Свои слова Анохин подкрепил доказательством, позволяющим объяснять много сложных вопросов: «это реальная картина дня».

Почему в Петербурге мало ярмарок?

Оказалось, что желание быть «как в Москве» присутствует не только у Андрея Анохина, но и у ряда его коллег.

Несомненно, новую ноту в обсуждении проблем уличной торговли задала депутат Оксана Дмитриева. Если ранее КРППР обвиняли в засилье ярмарок, то Оксана Генриховна решила подойти к этой проблеме с другой стороны. Правда, как выяснилось, в перерывах между поездками в столицу и благородным делом спасения Исаакиевского собора, экс-депутат Госдумы так и не поинтересовалась порядком организации ярмарок на своем новом месте работы.

Оксана Дмитриева, депутат: Эльгиз Идрисович, вы говорите о включении в реестр сведений о более чем 800 ярмарок. Но они просто включены в Реестр или работают? И какое количество из них ярмарок выходного дня?

Э.К.: Из Реестра 95% ярмарок проводятся.

О.Д.: Я могу сравнивать с Москвой, я там работала и сейчас часто бываю. Несопоставимо наличие ярмарок в Москве и в Санкт-Петербурге. Почему у вас нет ярмарок выходного дня?

Э.К.: В Москве тратятся огромные бюджетные средства на организацию таких ярмарок. Там свои палатки, домики, оборудование. Нашему Комитету выделяют деньги только на одну ярмарку – Рождественскую. 20 миллионов рублей, и то оператор добирает средства от спонсоров. Мы бы с удовольствием делали как в столице, проводили бы и региональные, и международные ярмарки.

О.Д.: А разве ярмарки выходного дня тоже требуют финансов? Они же окупаются.

Э.К.: В нашем бюджете не заложены деньги на такие мероприятия

О.Д.: Что значит не заложены? Люди приходят и платят за место…

Э.К.: Ярмарки организует районная администрация. Она выбирает на конкурсной основе оператора. Этот оператор предоставляет оборудование и палатки для предпринимателей. Кто-то ставит палатки. Кто-то – павильончики. И компенсирует свои затраты. Бюджетные деньги на это не тратятся.

О.Д.: Если для администрации это не стоит ни копейки, почему нет ярмарок выходного дня?

Э.К.: Почему же нет, они проводятся.

О.Д.: Но визуально их мало! Вы говорите, что нет денег. Выясняется, что на ярмарки выходного дня денег не нужно. То есть они не зависят от финансов?

Э.К.: Мы готовы подготовить для вас отчет по районам. Это зависит от желания районов. Я не могу за них ответить.

О.Д.: Значит, вы организовали работу так, что у них нет желания?

Э.К.:
Петербуржцы как раз проявляют недовольство тем, что ярмарок много.

О.Д.: Потому что это не ярмарки, а «шанхаи». А ярмарки ни у кого не вызывают негатива.

Э.К.: Оксана Генриховна, КРППР отвечает только за свою ярмарку. Мы ее организуем за те деньги, которые нам выделяет бюджет.

О.Д.: Мы говорим об импортозамещении и помощи сельскохозяйственным производителям. Самое главное для них – вывоз продукции на рынок, потому что в сети пробиться никто не может. Говорить, что вы отвечаете за Рождественскую ярмарку неправильно!

Э.К.: Еще раз говорю, что Москву легко приводить в пример, там есть финансирование. Вы говорите, что нужно больше. Я вам приведу сто человек, которые говорят, что нужно меньше. Например, в Красногвардейском районе не проводят ярмарки, потому что считают, что там достаточно НТО. Нас не устраивают качество и вид этих мероприятий. За счет поправок мы сейчас пытаемся ужесточить закон, урегулировать правила.

Недовольные объемами народной торговли нашлись тут же, среди членов комиссии. Так, после доклада Эльгиза Качаева об изменениях в закон о ярмарках, парламентарий Александр Ходосок заметил, что предусмотренные для них временные сроки слишком велики.

«Я сталкивался с ситуацией, что во время работы ярмарки, все близлежащие магазины закрываются на десять дней. Овощи, фрукты – вообще не продаются. Мы вносим раздор между субъектами малого предпринимательства и теми, кто вышел на рынок. Это вообще удар по субъектам МСБ! Кто за это будет нести ответственность?! Кто будет отвечать?»

Концепция поменялась, Схема осталась

Проект «О внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга в сфере организации ярмарок…» был подготовлен специалистами комитета по законодательству ЗакСа при участии юридического управления КРППР.

Документ, который в ближайшее время поступит на первое чтение, содержит принципиальные новеллы.

Так, законодатель вводит понятие «регулятор ярмарок», которым станет ИОГВ. Последний будет утверждать план мероприятий выходного дня и региональных мероприятий, а также выдавать разрешение на использование земель или земельного участка для размещения НТО, которые обеспечивают проведение ярмарок. При этом, согласно проекту, и регулятором ярмарки и ее организатором будет ИОГВ. Тем не менее, регулятор наделяется полномочиями проводить конкурс на право заключения договора с оператором по выполнению функций организатора. Оператора (ИП или юрлицо) планируется определять на конкурсной основе.

В проекте остались ранее оговоренные четыре вида ярмарок (универсальная, специализированная, выходного дня и региональная).
Правда, как отмечает депутат Ирина Иванова, ранее пункт о мероприятии выходного дня предусматривал участие непосредственных производителей. Теперь же это уточнение исчезло. По смыслу нового документа там можно торговать продукцией товаропроизводителей, фермеров и садоводов, что оставляет простор для фантазии перекупщиков.

По идее обновленный вариант должен заработать уже с первого мая. Напомним, что предыдущий нормативный акт так и не вступил в силу из-за юридических казусов и противоречия действующему законодательству.

Дискуссию между парламентариями и чиновниками вызвала смена концепции нормативного акта. Так, по словам автора закона 2014-го года Ирины Ивановой, она поменялась до неузнаваемости.

«Была Схема размещения: все ярмарки должны были быть там. Теперь концепция поменялась. Ранее мы говорили о единоличном органе – и организаторе, и регуляторе. Теперь органы разные, мы предполагаем, что это будут, в том числе и администрации районов. У нас за последний год проведено 775 ярмарок, и все без Схемы и конкурсных процедур. Вот почему туда заходили одни и те же организации. Если в новом законе не предусмотрим единоличный орган, получим то же самое», – резюмировала Ирина Иванова.

Однако, по словам начальника юридического управления КРППР Германа Шустикова, новая версия концептуально не претерпела изменений. Напротив, появилось понятие регулятора, а Схема осталась.

«Изменился Земельный кодекс. Появилась новая глава, которая говорит о размещении НТО без предоставления земельных участков. Предприниматели, которые проводят коммерческие ярмарки, работают со Схемой. Но пока более чем из 80-ти участков оказались востребованы только три. Им неинтересно идти туда, где нет спроса. А городу нужно выполнять нормативы обеспеченности. Условно государственные ярмарки будут проводиться вне Схемы, на основании положения, которое предусмотрено Земельным кодексом», – пояснил Герман Шустиков.

Судя по всему, начальник юридического управления обозначил место будущих баталий между ИОГВ и парламентариями.
Невостребованные предпринимателями-организаторами места на фоне доходности площадей, занятых ИОГВ, явно не вписывается в понятие конкуренции.

Кроме того, по словам Ирины Ивановой, проект вызывает и множество других вопросов. Например, кем и как будут устанавливаться конкурсные требования, и в чем они будут заключаться? На какой срок планируется выдавать разрешение на использование земель для размещения ярмарок выходного дня и региональных мероприятий? Наконец, зачем нужен оператор и почему ему по договору передаются функции организатора?

Пока же проект был внесен на рассмотрение ЗакСа, которому рекомендовали принять его за основу в первом чтении. Ожидается, что оно состоится уже в эту среду.
Яна ПЛОТНИКОВА