Постановлению №1045 поменяют цифры?

В Смольном разрабатывают новый пакет нормативных актов, регулирующих правила нестационарной розницы. Что принесут перемены законодательной базы субъектам МСБ?

Похоже, что в городском правительстве решили провести «ребрендинг» законодательства об НТО, завернув старые правила в новую концепцию.

Осенью 2016 года Смольный анонсировал отмену Постановления № 1045, регулирующего порядок размещения временных торговых объектов. Причину такого решения чиновники объяснили большим количеством изменений, которые документ претерпел с 2012 года. Позже стало известно, что власти также отменят прошлогодний Закон «О размещении НТО» – сегодня ему на замену готовят новый.

Предприниматели находятся в неведении относительно грядущих изменений и их истинных причин. «Новости малого бизнеса» попытались разобраться в том, что принесут перемены законодательной базы в сфере нестационарной розницы для малых предпринимателей.

Процедура на обсуждении

Сотрудники КИО подтвердили, что сегодня юристы ведомства работают и над «вторым сезоном» закона об НТО, и над постановлением правительства, которое заменит «1045». В документах будет сформулирована новая концепция размещения киосков, правда, ее подробности журналистам пока не раскрыли. Однако заверили: проекты подлежат обсуждению и с ИОГВ, и предпринимательским сообществом.

«Новый документ принимается с целью оптимизации регулирования общественных отношений в сфере размещения НТО, достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения равномерности и устойчивого развития территории города с учетом доступности объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. При этом отмена или замена понятия «Схема размещение НТО» не планируется в связи с тем, что правило размещения НТО на основании схемы установлено Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», – добавила пресс-секретарь КИО Ольга Барашкина.

Планируется, в частности, рассмотреть отдельные ограничения на размещение ларьков, а также возможность изменения пропорции допустимой площади использования торговых объектов под основной и вспомогательные виды деятельности. Об этом «Новостям малого бизнеса» рассказала заместитель председателя КРППР Лидия Громова. По ее словам, профильный Комитет намерен обсудить процедуру получения альтернативных мест под НТО в случае их исключения из Схемы.

Теоретически, предприниматели могли бы рассчитывать на послабление – либерализацию максимальных параметров по высоте и ширине, установленных Постановлением № 1045 к временным торговым объектам. Но как сообщил нам председатель КГА Александр Григорьев, ныне действующие максимальные параметры НТО не нуждаются в пересмотре. По заверению чиновника, они «установлены с учетом характера торговой деятельности и самой природы НТО как временного сооружения, не связанного прочно с земельным участком».

Рассчитывать на отмену запрета размещения НТО в охранной зоне инженерных сетей бизнесу тоже вряд ли стоит.

«Данные положения установлены федеральным законодательством. Например, невозможность установки объектов в границах охранной зоны ЛЭП утверждена постановлением Правительства РФ № 160; в пределах охранных зон тепловых сетей – приказом Минстроя России № 197. Постановлениями Правительства РФ № 644и № 878 установлены ограничения по использованию земельных участков в местах устройства централизованных систем водоснабжения/водоотведения и в охранных зонах газораспределительных сетей. Поэтому надеяться, что Смольный изменит эти правила на региональном уровне, наивно», – уверены наблюдатели.

В целом, все опрошенные ИОГВ заключили, что отношения в сфере нестационарной розницы достаточно полно урегулированы на федеральном уровне и не требуют изменений. А действующий порядок размещения НТО, по их словам, оптимальный.

Плохой хороший документ

Возникает закономерный вопрос – зачем в таком случае тратить время и ресурсы городских комитетов на подготовку новых документов, которые принципиально не изменят регуляцию рынка?

Как неофициально рассказали источники «Новостей малого бизнеса» в Смольном, инициатива законодательных обновлений исходила от руководства всего имущественного блока, а не от председателя КИО Александра Семчукова. За имущественный блок, напомним, в Смольном отвечает вице-губернатор Михаил Мокрецов. В «высоких» кабинетах причина была названа та же: хватит «латать» старое, необходимо новое, даже если оно совсем не является таковым.

Впрочем, один новый концептуальный момент в документах все-таки точно появится. Проекты нормативных документов вводят понятие государственных НТО, которые по аналогии с опытом Москвы будут устанавливаться за счет бюджетных средств и передаваться предпринимателям в аренду. Хотя это положение, несомненно, можно было бы ввести в действие простым изменением действующего постановления.

«Совершенствование нормативных актов – вполне нормальная практика в законодательстве. Но, видимо, официальные лица уверены, что законодательству об НТО, с которым у коммерсантов было связано много неприятных переживаний, необходим ребрендинг», – предположил собеседник издания.

Точные сроки внесения законопроекта в Законодательное собрание пока не уточняются. Как сообщили в КИО, они будут зависеть от результатов обсуждения изменений нормативной базы с ИОГВ и коммерсантами.

Антон РУДЕНКО

Комментарии:

Тимур Эминов, предприниматель:

«Слишком долго мы бились, вносили изменения, корректировали, чтобы сейчас все взять и отменить. Для нас существующий документ – это уже определенные правила игры, какими они ни были: плохими или хорошими. И такие правила позволяют и городу, и предпринимателям планировать деятельность НТО. Если за счет «ребрендинга» город намерен пополнить казну, то правильнее было бы повысить арендную плату для действующих НТО и убрать нелегалов».

Ольга Сергеева,

исполнительный директор НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга»:

«Союз малых предприятий подготовил и представил свои предложения в части регулирования рынка НТО, в том числе изменения Постановления № 1045 в интересах предпринимательского сообщества и развития экономики нашего города. Вопрос о том, что должно быть в новом постановлении, обсуждается на различных встречах с КИО и КРППР. Мы прилагаем максимальные усилия, чтобы данный документ не вышел без общественной экспертизы.

На наш взгляд, прежде всего, необходимо вернуть бизнесу возможность подавать в Схему размещения заявки на включение земельных участков самостоятельно.

При этом оптимальным решением для упрощения работы со Схемой мы видим исключение возможности нарисовать в РГИС такие участки, которые противоречат Постановлению № 1045.

Также, на наш взгляд, регулирование размещения НТО в Санкт-Петербурге должно полностью соответствовать закону о торговле и разъяснениям Минпромторга.

В частности, пункт 6 ст. 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ гласит: «Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы».

А вот позиция Минпромторга РФ, изложенная в письме от 27 января 2014 года. Министерство разъясняет: нельзя «допускать при формировании и изменении Схемы размещения НТО сокращения количества законно функционирующих объектов. При необходимости использования мест размещения объектов для государственных или муниципальных нужд предусматривать, исходя из принципа «меняется место – сохраняется бизнес», предоставление хозяйствующим субъектам в установленном порядке равноценных компенсационных мест и не допускать сокращения или прекращения торгового бизнеса».

Мы считаем целесообразным и разрешить продажу алкогольных напитков в объектах, площадь которых превышает 50 квадратных метров, а сама конструкция не является легкой для перемещения. Но самое главное для предпринимательского сообщества – следует сохранять все возведенные объекты вне текущих параметров (площадь и высота), получившие согласование до 2007 года (момента введения параметров)…»

Елена Церетели, председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга:

«В отношении регулирования рынка НТО Общественным советом еще в августе 2016 года были сформулированы для рассмотрения губернатором и руководителями профильных комитетов ряд предложений.

В частности, мы выступаем за возможность сохранения, без ограничения предельным сроком до 31.12.2019 года, существующих временных объектов, не соответствующих предельным параметрам. Если, конечно, проектное архитектурное решение объекта было согласовано КГА до вступления в силу решения об их установлении. Либо до принятых изменений по предельным параметрам НТО и признания таких объектов правомерными без приведения их параметров к действующим.

По итогам XIV Форума субъектов МСП нам поступил еще ряд замечаний от профессионального бизнес-сообщества. Например, предложено установить требование по внесению платы за первый год работы по заключаемому договору до его подписания. Цель – сокращение спекуляций на аукционах.

Также участники рынка предложили рассмотреть возможность предоставления альтернативного места предпринимателям в случае расторжения договора аренды земельного участка (договора на размещение НТО) по инициативе государственных органов. В том числе в случае изъятия территории для государственных нужд.

Была подчеркнута необходимость рассмотрения вопроса о разработке порядка торговли сувенирной продукцией в период проведения праздничных мероприятий.

Участники Форума также попросили рассмотреть вопрос о сохранении в Схеме размещения НТО участков, находящихся в охранной зоне инженерных сетей, по которым имеется согласование от Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга. Был поднят вопрос и о сокращении перечня основных транспортных магистралей, на которых запрещено размещение НТО».
фото с сайта http://gov.spb.ru