Дамы в деле

Миф или реальность
Существует ли женское предпринимательство как особый вид бизнеса? Как ни странно, единогласного ответа на этот вопрос у специалистов нет. Одни считают, что отличительные особенности позволяют признать его таковым, другие утверждают, что любая коммерческая деятельность подчиняется одним и тем же законам, а потому делить ее по каким-либо признакам глупо.
Отношение к женщинам-предпринимателям стало лучше
— Мы обращались в городские профильные комитеты с вопросом, сколько в Петербурге женщин-предпринимателей. Нам ответили: «В целом зарегистрировано столько-то организаций, но кто ими руководит — мужчины или женщины, мы отдельно не фиксируем». Это понятно, ведь женщины работают в тех же условиях, что и мужчины. Поэтому я все-таки склоняюсь к термину «женщина в бизнесе», а не «женский бизнес», — говорит директор петербургского делового аналитического издания Марина Богомякова.
Несмотря на то что такая точка зрения присуща большинству, многие с ней не соглашаются. Главный аргумент таков: существует ведь молодежное, семейное, социальное предпринимательство, так почему бы не выделить и женское? Характерных признаков у последнего не меньше, а потому оно тоже имеет право быть признанным на законодательном уровне и получать особые меры поддержки. Нужно сказать, этот вопрос все чаще обсуждается на всяческих форумах и конгрессах, и женское предпринимательство постепенно превращается в тренд. Уже сегодня только в Северной столице существует несколько некоммерческих партнерств, члены которых именно бизнес-леди. При этом сферы их деятельности далеко не одинаковы. Большинство, конечно, выбирает нечто, более близкое к женской природе: салоны красоты, парикмахерские, фитнес-клубы, ателье по пошиву одежды, цветочные магазины. Но есть и такие предпринимательницы, которые вполне могут соперничать с мужчинами, — это проекты по производству мебели, туристическая отрасль, работа с технопарками.
К слову, в прошедшем году был зафиксирован рост числа женщин, имеющих бизнес в России, однако, несмотря на это, всего 25 процентов предпринимателей в нашей стране являются представительницами прекрасного пола. Показатели если и растут, то не слишком быстро. На то есть свои причины, уверяют специалисты.
К барьерам!
Если обратиться к результатам исследований, то получается, что перед женщиной в организации своего дела возникает гораздо больше препятствий. Первое, на что сетуют сами опрошенные, — недостаток времени. Ведь вместе с работой им приходится уделять большое внимание дому, воспитанию детей. Находить баланс между карьерой и семьей способны немногие. И эта проблема, пожалуй, неразрешима, так как здесь не помогут ни законодательные акты, ни программы поддержки. Второй по популярности ответ — недостаток знаний.
— Сегодня действительно мало информации о государственной поддержке бизнеса, о том, какие существуют программы и фонды, часто люди недостаточно знают о системе налогообложения. Надо делать эти сведения доступными для всех, тиражировать, а особое внимание уделить обучению, — считает председатель комиссии по развитию женского предпринимательства петербургского отделения общероссийской организации «Опора России» Тамара Баранова.
Эксперты уверены: повысить грамотность способны элементарные занятия по экономике. Можно пытаться войти в тему самостоятельно, можно — с помощью школ малого бизнеса. Кроме того, не стоит упускать возможность поучаствовать в семинарах и лекциях по теме, причем нередко вход на эти мероприятия бывает свободным.
Еще одна причина, не позволяющая открыть собственное дело, недостаточное количество средств. С этим вопросом женщины-предприниматели даже обратились к минэкономразвития. Среди их просьб: льготные условия кредитования, а также возможность использовать материнский капитал для открытия и развития бизнеса. Официального ответа от правительства пока не поступило, однако специалисты считают, что вряд ли это будет реализовано. Ведь если такие меры поддержки будут закреплены законодательно, это создаст дополнительную почву для махинаций. К примеру, мужчины начнут регистрировать бизнес на своих жен, что в итоге негативно скажется на экономике. И наконец, еще одно часто встречающееся препятствие — неготовность рисковать.
— Если на Западе неудача воспринимается как опыт и повод, чтобы попытаться еще раз, то у нас женщины очень боятся проиграть. Этот психологический барьер зачастую удерживает их от желания хотя бы попробовать, — подчеркивает президент благотворительного фонда «В ответе за будущее» Анна Сошинская.
Альтруизм и прагматизм
Вообще, в женском бизнесе психология играет не последнюю роль. Зачастую это плюсы: в отличие от мужчин дамы более гибки в общении, быстрее мобилизуются и начинают действовать в неприятной ситуации, любят учиться. При этом немалую роль в их успехе играет поддержка членов семьи. Что же касается минусов, то это склонность к альтруизму: для женщины миссия важнее, чем прибыль. Они сосредоточены на реализации идеи, а доход в большинстве случаев отходит на второй план. Мужчины смотрят на дело с точностью наоборот.
Нужно сказать, что портрет начинающей бизнес-леди вполне благополучен. Как правило, это женщина 36-40 лет, имеющая высшее образование, состоящая в браке и воспитывающая детей. Что толкает ее на открытие, скажем, кондитерской или туристического бюро? Поводы могут быть самые разные: от семейных неурядиц до стремления к самореализации.
При этом нередки случаи, когда в сферу предпринимательства идут молодые мамы. Для них это возможность развиваться, не оставаться «выключенными» из жизни. В таком случае рождается замысел спонтанно — из хорошо пошитой детской рубашки или вкусного торта, испеченного на день рождения.
— Но чтобы все это действительно работало, городу нужна база, где бы учитывалось, какие организации уже есть в каждом конкретном районе. То есть, если я хочу открыть столовую, я должна знать, сколько подобных заведений рядом, нужна ли она или это будет тратой сил впустую? — отмечает Тамара Баранова.
Таким образом, помимо хорошей идеи женщине необходимо истинно предпринимательское умение просчитывать действия наперед и, если придется, разумно рисковать.
Кстати, прогнозы на ближайшее время вполне оптимистичны: по оценкам экспертов, через три-четыре года частным бизнесом будут заниматься около 40 процентов женщин в России. В первую очередь на это повлияет изменение общества в целом: растущая вовлеченность женщин в социальную жизнь и отказ от агрессивного ведения дел.
Вопрос о женском предпринимательстве недавно подняли и в Москве. Заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова подчеркнула, что его развитию нужно уделять больше внимания. «Потенциал наших женщин огромен, ведь 90 процентов российского социального бизнеса приходится на их долю. Это частные детские сады, центры раннего развития и дополнительного образования», — отметила чиновница. По ее словам, расширение сферы деятельности бизнес-леди может стать драйвером роста всего сегмента малого и среднего бизнеса в стране.

Инга Бугулова, Российская газета — Экономика Северо-Запада №6911 (43).