Крестный ход

Так, сразу у нескольких станций метро одновременно заработали мобильные точки по продаже рыбных продуктов. В беседе с корреспондентом «Новостей малого бизнеса» продавцы поочередно причисляли себя то к компании «Вкусная рыба», то к ИП «Коновалов». Следы первого производителя обнаружились в Тюмени, а второго – в деревне Степаньково Московской области. Но обе компании категорически опровергли свое участие в петербургской уличной торговле. Печать на накладной, случайно оставленной в автомобиле, отсылала всех интересантов к компании «Невский берег», однако пояснить что-либо об этом сотрудники так и не смогли. Получить конкретную информацию о производителе по опознавательным знакам на автомобильной автолавке также оказалось невозможно – стильно декорированная Лада Ларгус извещает лишь о своей приверженности традиционным рецептам и славит бога на задних дверях своего автомобиля. В списке объектов КИО, включенных в Схему НТО, по состоянию на середину января никакого упоминания ни о «Вкусной рыбе», ни об ИП «Коновалов» с «Невскими берегами» нам обнаружить не удалось.

Сложно сказать, за что конкретно благодарят Всевышнего анонимные предприниматели – то ли за либеральные порядки, царящие на рынке мобильной торговли Петербурга, то ли за разработанный в недрах Минпромторга закон об уведомительном размещении автолавок. Который, если верить его автору – замминистра Виктору Евтухову, обязательно получит воплощение в 2016 году. Министерская инициатива, как уже неоднократно писали «Новости малого бизнеса», способна обернуться в мегаполисах утратой контроля над этой сферой хозяйственной деятельности.

Некоторые эксперты смотрят на появление «славобожьих» автолавок на улицах Петербурга как на первую ласточку разработанных поправок к закону о торговле. И хоть ускорить уведомительный порядок регистрации мобильных объектов «наверху» пока не получилось из-за негативной реакции, в первую очередь, префектур столицы, сигнал снизу, похоже, был услышан. Массовый теневой рынок Петербурга, о котором уже неоднократно рассказывало наше издание (легальный объем рынка мобильной торговли на конец 2015 года составлял почти 1,5 млрд рублей в год, в действительности он в 3,5 раза больше), не исключено, пополнится и новыми «игроками».

Впрочем, в недрах самого Министрства такой исход дела исключают. По крайней мере, об этом свидетельствует ответ первого заместителя министра Глеба Никитина на запрос «Новостей малого бизнеса», в котором корреспонденты озвучили опасения, поставленные экспертами Петербурга. Как подчеркивает министерский чиновник, несмотря на уведомительный характер торговли, для органов государственной власти и МСУ федеральные проект поправок в закон о торговле предусматривает значительный объем полномочий по утверждению дополнительных требований. Кроме того, в части претензий к мобильным объектам, в крупных городах предписано использование транспортных средств экологического класса не ниже Евро-4: «Такие требование не ограничивают выбор мобильного торгового объекта страной его производства или конкретным производителем». Также чиновник подчеркивает, что сегодня в России производители предоставляют широкий выбор соответствующих автомобилей, которые более выгодны, чем иностранные.

Между тем, в 2016 году на поддержку отечественного автопрома может быть выделено 5,0 млрд рублей субсидий. Об этом в январе заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Сегодня отечественные автозаводы загружены на 40%, поэтому не исключено, что лоббирование в среде предпринимателей изделий АвтоВАЗа позволит сохранить производство отечественных монополистов хотя бы на уровне 2015 года.

Недавнюю «Ночь длинных ковшей» в российской столице, когда под снос попали многочисленные торговые объекты, официальные лица характеризуют как показательную расправу с «гадюжниками». Московские предприниматели наоборот называют эту беспрецедентную акцию самодурством чиновников. Что касается Петербурга, то и здесь городская власть, похоже, решила объявить войну расплодившимся нелегалам. Главное, чтобы под демонтаж не попали объекты добросовестных участников рынка, как уже не раз случалось. Вероятно, этой весной «левым» торговцам не суждено выйти на улицы даже под флагом отечественного автопрома.
Яна ПЛОТНИКОВА