Facebook для малого бизнеса

Концепцией социальной ответственности бизнеса Дмитрий Афанасьев заинтересовался еще проходя обучение по президентской программе в Высшей школе менеджмента СПбГУ. Интерес превратился в успешно защищенную дипломную работу под немного замысловатым названием «Единый информационный центр социально-ответственных организаций и добросовестных предпринимателей». Но с простой и вдохновляющей целью – сделать бизнес лучше.

Затем появилась автономная некоммерческая организация, а еще через год – тестовая версия проекта «Социальная сеть добросовестного бизнеса Akme.info». В январе 2016 проект выходит на полную мощность.

«Только факты и полная прозрачность», – обещает создатель новой бизнес-соцсети.

– Дмитрий, как бы вы охарактеризовали свой проект в двух словах?

– Akme.info – это боксерский ринг. Граждане и бизнес – это боксеры. Рефери – правозащитники, профессиональные юристы, аудиторы.

– И, конечно, зрители?

– А зрители – это все общество России. Они могут наблюдать и делать свои выводы. Повторюсь, наша цель – помочь бизнесу стать открытым и читаемым для всех.

– Разве ринг не порождает агрессию?

– У нас особый ринг – на нем побеждает наиболее добросовестный участник. А наибольший рейтинг на платформе зарабатывают компании, которых вообще на ринг никто не вызывает.

– Подобных площадок в России сегодня не существует?

– Подобного типа – нет. Были попытки. Например, первый бесплатный Центр внесудебного урегулирования конфликтов в Доме предпринимателя. Центр был организован мной и группой единомышленников еще до появления закона об альтернативном способе разрешения конфликтов. Там я работал медиатором-конфликтологом, и со временем возник закономерный вопрос – как продвигать медиацию?

К нам приходили предприниматели со словами: «не надо никаких денег, только накажите того негодяя». Было очевидно, что люди совершенно не представляют, что такое конфликт и как с ним можно работать. И не представляют возможностей медиации. Одно дело, юридическая практика, которая следует букве закона. Другое – конструктивный формат переговоров и возможность досудебного урегулирования любого спора. Но – малопонятное слово. Не совсем четкий термин для российского бизнеса, особенно, для малого.

– То есть, не «накажите негодяя», а что?

– А поймите друг друга и найдите компромисс. У нас не сформирована культура внесудебного решения споров. Без скатывания к тому, о чем вы сейчас сказали.

– В случае с вашей новой платформой, это будет не то же самое?

– Не совсем. Попробую объяснить, как работает ресурс. На нашем сайте akme.info собрана вся база зарегистрированных в России предпринимателей, начиная от небольших киоскеров, заканчивая Газпромом. Любой потребитель товара, услуги, или деловой партнер могут оставить отзыв или претензию к конкретной компании. Естественно, претензия должна быть подтверждена (документально или другими способами).

После появления претензии в дело вступают наши юристы «рефери». Они рассматривают претензию, делают звонок в адрес объекта жалобы и предлагают ему добровольное участие в разрешении конфликта. Отозвать претензию можно только в течение пяти минут. Далее она будет рассмотрена и навсегда останется в просторах социальной сети.

Бывали случаи, когда после звонка и пояснения последствий, дело разрешалось в течение нескольких минут. В этом случае претензия закрывается, и добросовестность компании не ставится под сомнение. В противном случае…. могут быть последствия.

– Это касается только магазинов и покупателей?

– Разумеется, формат мы не ограничили только отношениями бизнеса и граждан. Мы пошли дальше и создали цикличную систему – если «рефери» неправильно или некорректно общался или разрешил претензию – на него также можно оставить жалобу. Ведь он – такой же участник гражданского оборота, как и все другие.

Безусловно, к рефери мы предъявляем особые требования, он имеет право работать только после подтверждения квалификации и соблюдать определенный регламент. Это и есть система сдержек и противовесов.

Или, скажем, обратить внимание на работу предприятия, которое не отвечает экологическим стандартам.

– Откуда уверенность, что вам будут доверять?

– Зрители, то есть все пользователи «соц­сети», могут видеть процесс разрешения конфликтной ситуации, этап за этапом. Вся история конфликта сохраняется в обязательном порядке. Как я уже сказал, удалить задним числом информацию невозможно.

Фактически, это побуждает добросовестно вести бизнес, во избежание репутационных рисков.

Кроме того, бизнес мы отразили не как фикцию – юридическое лицо, а как реального ответственного представителя – от имени юридического лица может отвечать только тот человек, который имеет на это полномочия. И то, как он отвечает, будет с ним всю его жизнь.

– Ваш проект похож на аналоги, типа «ДОСКАЖАЛОБ.РФ», «Жалобная книга»?

– В корне отличается от них. Наша главная цель – вовлечение компаний в диалог со своими заинтересованными сторонами, а не собирание компромата на них. Мы хотим дать возможность компаниям добровольно разрешать конфликтные ситуации с помощью нашего ресурса и продвигать свой бизнес как ответственный и добросовестный. Мы им даем инструмент для решения уже существующих проблем, а не создаем новые проблемы.

Фактически, это одновременно инструмент урегулирования конфликтов, инструмент обратной связи и инструмент продвижения бизнеса.

– Но понимает ли бизнес вообще такие вещи как «добросовестность»?

– Существует общепринятая концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) или этики бизнеса. Но, во-первых, концепция КСО активно используется главным образом крупными компаниями, малый бизнес совершенно далек от нее. Во-вторых, даже у крупного бизнеса методики измерения КСО базируются на самоотчетности (self-reporting), которая не позволяет достоверно выявлять реальные проблемы недобросовестного поведения. Очевидно, что в своих отчетах компании предпочитают демонстрировать только свои сильные стороны, о слабых сторонах, возможно, они и не подозревают.

– Предположим, что компания, собравшая несколько десятков отрицательных отзывов, поменяла название и адрес.

– У нас есть возможность связывать владельцев, руководителей, аффилированных лиц и лиц, иным образом имеющих отношение к этой компании или ее руководителю, поэтому этот маневр будет быстро раскрыт.

Также есть возможность получения столь глубоких взаимосвязей, что после реализации разработанных алгоритмов мы были даже сами удивлены результатам. Во-первых, их точности, во-вторых, глубине и конкретности. Это в прямом смысле получается паутина – все видно как на ладони.

– Сервисы вашей сети бесплатны?

– Основные функции бесплатны, но некоторые дополнительные услуги могут предлагаться за деньги. Предположим, вы потребитель, который хочет узнать историю компании, прежде чем воспользоваться ее услугами. Или же потенциальный партнер компании, который хочет проверить ее добропорядочность. Вся информация об организации будет предоставлена вам бесплатно.

Но если вы хотите заказать у нас консультации по формированию своего социального портрета и оценке добросовестности, а также получать помощь по претензиям заинтересованных сторон, то эти услуги будут платными. Но мы не коммерческий проект, поэтому цена будет определяться исключительно затратами на оплату труда работника, который займется сбором информации для индекса компании и оплаты труда юристов.

– Не опасаетесь, что ресурс с такими возможностями со временем превратится в площадку для сведения счетов или недобросовестной конкуренции?

– Конечно, от потребительского рэкета никто не застрахован. Но суть в том, что мы не встаем на чью-либо сторону конфликта, а пытаемся объективно и непредвзято разобраться в ситуации. Чтобы изменить ситуацию на потребительском рынке, мы пытаемся внести элемент саморегулирования и стимулирования предпринимателей.

Вы не представляете, кстати, сколько раз к нам уже подходили с предложениями профинансировать проект в обмен на «стоп-лист» для некоторых организаций. Естественно, следовал отказ, поскольку это противоречит этике проекта. Те же, кто раньше относился к нам, как одной из «книг жалоб», теперь предлагают долю для участия в компании.

– А в открытую угрожали?

– Да, обещали залить цементом здание, вместе с нами.

Беседовала Яна ПЛОТНИКОВА