Против закона…

Напомним, что Схема размещения нестационарных торговых объектов была принята распоряжением КРППР №2010-р от 01.10.2014 как инструмент для реализации подвергшегося резкой критике со стороны предпринимательского сообщества Постановления правительства Санкт-Петербурга №1045. После длительных согласований между чиновниками и представителями бизнеса появилось распоряжение КРППР №2624-р от 09.07.2015, в которое внесли очередные изменения.
Сергей Загреба утверждает, что при формировании Схемы чиновники существенно нарушили нормы федерального закона №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28.12.2009 и постановления Правительства РФ №772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в Схему размещения нестационарных торговых объектов» от 29.09.2010. Для удобства будем называть их №381-ФЗ и Постановление №772.

«Декрет» только о земле?

Как считает бывший сотрудник КЭРППиТ, в утвержденной КРППР Схеме размещения речь идет исключительно о земельных участках, хотя п.1 ст.10 №381-ФЗ предусматривает, что НТО размещаются также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Более того, Постановление №1045 вообще не определяет порядок включения в Схему размещения такого рода объектов. А отсутствие регионального правового регулирования, по мнению Загребы, создает риски занятия предпринимательской деятельностью в данном формате НТО и, вероятно, порождает коррупцию. Ведь чиновники могут принимать решения об основаниях и порядке размещения объектов на свое усмотрение.

В КРППР парировали доводы, предоставив нашему корреспонденту подробный ответ на редакционный запрос.

В ходе проведения прокуратурой проверки о возможных нарушениях законодательства о государственном регулировании торговой деятельности, Комитет был вынужден признать, что в Постановлении №1045 речь действительно идет только о земле. А разработка проекта постановления городского правительства, утверждающего порядок формирования Схемы размещения для НТО, которые расположены в государственных зданиях и сооружениях, «запланирована на декабрь 2015 года».

К тому же, как сообщили чиновники, Госдума собирается рассмотреть проект поправок к федеральному закону №704631-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности», который был принят в первом чтении 19.05.2015. Он предусматривает, что из федеральной сферы правового регулирования будет исключен порядок размещения и функционирования НТО в зданиях, строениях и сооружениях.

Похоже, эти полномочия в будущем будут переданы на уровень регионов. Пока же сотням подобных объектов, никак не учтенным в Постановлении №1045, терпеливо остается ждать декабря.

К тому же превышение полномочий?
Зато в Схеме размещения в качестве объектов торговли фигурируют сезонный общепит, а также точки бытового и иного сервисного обслуживания. В связи с этим Сергей Загреба считает, что КРППР вышел за пределы своих полномочий. Ведь п.4. ч.1 ст.2 №381-ФЗ относит предоставление услуг общественного питания и бытового обслуживания к сделкам иного гражданско-правового содержания, нежели продажа товаров.

Отбивая выпад бывшего коллеги, заместитель председателя КРППР Лидия Громова заметила, что «в настоящее время сделать однозначный вывод о распространении или не распространении положений Федерального закона на сферу общественного питания и сферу оказания бытовых услуг не представляется возможным». Потому что единого понимания родовых и видовых признаков этих направлений экономической деятельности на федеральном уровне нет. При этом Минпромторг, рекомендуя разрабатывать региональные программы развития торговли, оперирует таким понятием как «продажа продукции общественного питания».

Заместитель председателя КРППР сообщила надзорному ведомству что именно для того чтобы восполнить пробелы в существующем правовом регулировании и появилось Постановление №1045. При формировании и утверждении Схемы размещения Комитет не вышел за пределы тех полномочий, которые предоставлены ему правительством Санкт-Петербурга. Более того, данные меры обеспечили беспрепятственное ведение бизнеса, как общепиту, так и сфере услуг, ранее функционировавшему на основании адресной программы размещения объектов потребительского рынка.

В свою очередь городская прокуратура разъяснила Сергею Загребе, что согласно п.4.1 «ГОСТ 31984-2012 Услуги общественного питания», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №192-ст от 27.06.2013, общепит – это реализация продукции общественного питания и покупных товаров. Да и ч.1 ст.2 №381-ФЗ определяет торговую деятельность как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Почему в Постановлении №1045 регулируется размещение НТО в сфере бытового и иного сервисного обслуживания, надзорное ведомство не прокомментировало.

Кому, чего, сколько…
Указывает Сергей Загреба и на то, что в соответствии с уже упомянутым п.1 ст.10 №381-ФЗ размещение НТО осуществляется «с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов».

Эти нормативы рассчитываются исходя из Методики №754 от 24.09.2010, принятой постановлением Правительства РФ. В ней приведены исключительно площади объектов по продаже продовольственных и непродовольственных товаров. Нормативы минимальной обеспеченности устанавливаются в количестве квадратных метров торговых площадей на тысячу жителей.

А вот то, как должны быть обеспечены граждане объектами общепита и бытового обслуживания, учитывается в иных единицах измерения – количестве посадочных мест и количестве рабочих мест на тысячу жителей соответственно. Эти нормы закреплены ст.7 закона Санкт-Петербурга №23-9 от 14.02.2014 «О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга» и пунктами 14.7.2.1 – 14.7.2.2 Основных направлений деятельности правительства Санкт-Петербурга на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, которые вступили в силу 12.11.2012 года.

В связи с этим Сергей Загреба акцентировал внимание прокуроров на том, что размещение нестационарных объектов потребительского рынка иного профиля деятельности, несмотря на конструктивную схожесть таких объектов с торговыми, не является предметом регулирования закона №381-ФЗ, то есть они не подлежат включению в Схему размещения НТО.

В КРППР трактуют Методику №754 иначе, сообщая, что «такой показатель как «площадь торгового объекта» при расчете норматива обеспеченности населения площадью торговых объектов не используется». В прокуратуре, ознакомившись с позицией чиновников, предпочли аккуратно ответить заявителю: «в Санкт-Петербурге достигнуты нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе за счет размещения нестационарных торговых объектов, включенных в Схему». И ни одного прокурорского слова, как надо предоставлять гражданам общепит и бытовое обслуживание.

Не услышал Сергей Загреба от надзорного ведомства и ответа на вопрос, почему в федеральном постановлении №772 говорится о нормативах минимальной обеспеченности площадью торговых объектов на территории муниципального образования, а в петербургской Схеме размещения эти показатели рассчитываются «для гораздо более крупных административно-территориальных единиц»?

И кто тут малый…
Наконец, бывший начальник управления КЭРППиТ напоминает представителям прокуратуры: п.4 ст.10 №381-ФЗ преду¬сматривает, что не менее 60% от всех НТО в Схеме размещения должно быть представлено именно субъектами малого или среднего предпринимательства.

Но в утвержденной Схеме сведения о субъектах предпринимательской деятельности отсутствуют. И распознать, кто же из них представляет малый бизнес, невозможно. В КРППР объясняют отсутствие сведений «в связи с непредоставлением соответствующей информации от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга». Поскольку КИО не вправе требовать от предпринимателей документы, которые подтверждают статус отнесения их к субъектам малого или среднего бизнеса, в том числе по ранее заключенным договорам.

Кстати, о крупном бизнесе, получившем места в Схеме размещения. Чиновники не видят оснований пересматривать что-либо, если НТО эксплуатировались таким бизнесом до утверждения этой Схемы. Вопрос, как в процентном отношении она сформирована в Санкт-Петербурге, никто не поясняет.

Прокурорский вердикт
Результаты проведенной проверки по обращению Сергея Загребы, следует из ответа заявителю, который подписан начальником управления по надзору за соблюдением федерального законодательства, старшим советником юстиции Оксаной Зотовой.

«… в действиях должностных лиц Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга нарушений действующего законодательства не выявлено, основания дня внесения актов прокурорского реагирования отсутствуют».

Игорь ГРОМОВ