Регионы сами разберутся, кто – малый, а кто – нет

Использовать «упрощенку» и не платить налог на прибыль и НДС сегодня могут предприятия с оборотом до 64 миллионов рублей, где работает не более ста сотрудников. По официальной версии, именно в этом и заключалась суть просьбы – мол, шибко умные дробят бизнес на маленькие части, чтобы получить налоговые преференции.
Кстати, чаще всего таким приемом пользуются владельцы крупной нежилой недвижимости. По данным руководителя московского департамента экономической политики Максима Решетникова, каждый 14-й столичный объект поделен между компаниями, которые пользуются налоговыми льготами. В общей сложности речь идет о 2,3 миллионах квадратных метров. Теперь регионы могут получить право «определять в малый бизнес» компании с оборотом всего шесть миллионов и с десятью сотрудниками в штате.
Вице-президент Института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев считает, что такая инициатива может иметь весьма разнообразные последствия. И дело не только в том, что понижение критериев приведет к уменьшению количества малых предприятий. Если каждый регион сможет устанавливать свои «правила игры», все объекты попросту станут статистически и аналитически несопоставимыми. Иными словами, будет невозможно отслеживать развитие бизнеса в регионах, произойдет потеря накопленных за несколько лет данных.
Еще один важный момент, который выделяет эксперт, связан с законом. Сегодня малому и среднему бизнесу разрешено приватизировать арендуемые у муниципалитетов и государства объекты. «Муниципалитеты очень сопротивлялись, но этот закон действовал. Его даже продлили, причем увеличили площади – теперь приватизировать можно до тысячи квадратов. Если по новым критериям сократится сам объект, часть этих компаний лишится права стать собственниками таких помещений. А если планка наоборот будет увеличена, все смогут их выкупать», – констатирует господин Буев.
Причина возникновения такой инициативы, по его мнению, кроется в программе поддержки малым предприятиям. Точнее – в средствах, которые выделяются регионам:
«Эта огромная денежная масса – порядка 19-20 миллиардов в год – идет на поддержку малого предпринимательства по разным направлениям: субсидии, компенсации, гарантии. Она распределяется на определенные объекты. Если какой-то регион сократит критерии, значит, ресурсы достанутся только своим. Если регион увеличит критерии, слой масла станет тоньше».
Сейчас для малого и среднего бизнеса действуют четыре системы налогообложения. Налоги с этих систем поступают не в федеральный, а в региональный и муниципальные бюджеты. Возможно, что регионам хотят дать право регулировать свою налогооблагаемую базу. Но с учетом роста дефицитов и долгов, на местах могут быть заинтересованы в снижении критериев. И речь не только о налогах – эксперты не исключают, что вопрос в расширении полномочий.
Депутат петербургского ЗакСа Ирина Иванова смотрит на инициативу с другой стороны. По ее мнению, критерии отнесения к малому бизнесу в городах федерального значения и маленьких городках должны быть разными, адаптированными к конкретным субъектам федерации. При этом парламентарий уверена, что цель инициативы вовсе не в дополнительных налоговых сборах, а в стимулировании предпринимателей.
«Чтобы адаптировать малый бизнес и дать ему толчок в развитии, необходимо не только субсидирование или дотирование, а развитие, – пояснила наша собеседница свою позицию. – Чтобы правильно оказать помощь и поддержку, нужна градация. Налоговое законодательство уже не изменится – оно такое, какое есть. Бизнес вправе применять либо патентную систему, либо обычную, либо упрощенную. Это абсолютно разные вещи – налоговая система и критерии оценки. Последние нужны скорее, чтобы понять, какие программы требуются в том или ином регионе? Какое субсидирование или меры поддержки необходимы? Какому предпринимательству они нужны?»
Сами представители малого бизнеса в благие цели Минфина, похоже, не очень верят.
Равиль Панжаев, владелец двух парикмахерских и продовольственного магазина в Калининском районе, приводит простую арифметику: «У меня в магазине работает пять человек – это если считать вместе со мной. В парикмахерских по три мастера и один администратор. Всего получается 12 человек. Это что? Это крупное предприятие получается? Завод целый или фабрика? Мы честные люди, мы работаем с утра и до ночи. Никто никого не обманывает, не обвешивает, налоги мы платим все, все нормы соблюдаем. Мы не миллионеры, не богачи – мы труженики. И что нас теперь вместе с каким-нибудь супермаркетом в одну тележку запихают?»
Какие критерии малого бизнеса будут приняты в Петербурге, если инициативу одобрят, станет ясно уже в следующем году.

Нина ФРЕЙМАН, «Новости малого бизнеса», фото с сайтов http://lol54.ru и http://i1.tatar-inform.ru