Петербургские дилеры: «Нам словно вырвали руку и сказали – «а теперь развивайтесь!»

– Как строится политика между поставщиками и сетями спустя полтора месяца после первой волны «эмбарго»?
– Пока рынок замер. Сразу скажу, что российских производителей на прилавках еще нет. Все, что вы видите, это либо остатки импорта, либо прогнанная через другие страны продукция той же Литвы и Германии, цены на которую взвинчены в два раза. Новый отечественный товар, который мы хотели закупить на пробу, сети сегодня не берут. Абсолютно все наши клиенты ушли в резкий «отказ» и категорически не хотят вообще что-либо принимать, пока на складах есть остатки. Совершенно не ясна реакция потребителя, тем более что цена на российский сырный продукт (назвать это изделие сыром, язык не поворачивается) зачастую выше, чем на качественную молочку из той же Европы. Одним словом, если раньше за нас боролись Литва и Германия, то теперь мы здесь боремся друг с другом – все лезут в сети, в основном, с одной продукцией, которая, к тому же, никому сейчас не нужна.

– Власти объясняют «незначительные» подорожания продуктов не контрсанкциями, а увеличением стоимости кормов, и утверждают, что цены выросли еще до августа.
– Посмотрите – оптовая цена того же сыра «Сваля», который реализовывали наши коллеги из «ГринТрейда», до августа составляла 270 рублей за килограмм. Сегодня он стоит 395 рублей. Зайдите в магазин «Полушка». Сыр «Тысяча озер» на прилавках выставлен по 505 рублей. За полтора месяца ценник скакнул с трехсот рублей почти в два раза. Это закон рынка – дефицит всегда провоцирует рост цен. Более скажу – сегодня и отечественный производитель начал задирать стоимость товара. С рынка ушло огромное количество творожков и йогуртов. У российских заводов по этим позициям рентабельность больше, чем по производству сыра.
Фактически они оказались монополистами. К тому же, в сетях более востребован фасованный продукт, а за счет упаковки дополнительные расходы становятся дороже. Что касаемо отечественного сыра. Вот я привез относительно нормальный сыр из Мордовии. Прибавим к отпускной цене стоимость доставки, налоги, накрутку рынка и магазина и получаем на выходе 395 рублей за килограмм.

– Но ведь можно закупить более дешевую продукцию в той же Беларуси?
– Крупнейший дистрибьютор литовских, польских и чешских сыров, компания «Гермис ПРО», на волне эмбарго была вынуждена уволить 90% своего персонала. Чтобы хоть как-то прокормить оставшиеся десять процентов, их менеджер поехал в Беларусь и закупил там пробную партию. Пока сыр доехал до Петербурга, он превратился в крошку. Как его упаковывать? Такое не возьмет ни один магазин.

– Вам и вашим коллегам уже поступали претензии от УФАС?
– Пока еще нет. Могу им посоветовать в первую очередь отправиться на российские заводы. Которые уже несколько раз присылали нам письма об удорожании продукции, в связи с «сезонным повышением цен на молоко». Вообще-то в России пока еще рыночная экономика, и я могу ставить те цены, которые посчитаю нужными. Конечно, ко мне завтра может прийти ФАС, налоговая и пожарная инспекции, что-нибудь обязательно накопают. Но что сделает любой нормальный монополист на фоне полностью зачищенного рынка? Правильно, он поднимет цены. На днях я зашел в магазин. Семга, производство Фарерские острова. Цена – 799 рублей. Кто там орал, что цены не поднимутся?

– В «Мурманский рыбокомбинат», который первым попытался опротестовать ответные санкции РФ, недавно тоже пришла прокурорская проверка. Судя по всему, им настоятельно рекомендовали переориентировать производство.

– А что значит переориентировать? Куда я могу переориентироваться – на консервы, которыми никогда не занимался?
Куда переориентироваться тому же «ГринТрейду», который много лет поставлял исключительно сыр и недавно был вынужден уволить 70% наемных рабочих? Оперативная переориентация – это глупость. И огромной глупостью было обрубать столько наименований. Нам будто бы руку выдернули и сказали: «теперь тебе зеленый свет». Надо признать: российский рынок на 70% импортозависим. Так сокращайте этот процент постепенно. Дайте людям пересчитать кредиты, ведь многие предприниматели брали большие деньги под товар, которые им теперь придется отдавать.

– Сегодня большие надежды возлагают на рынки Южной Америки, вы разделяете этот оптимизм?
– Примечательно, что за три дня до введения эмбарго нашей компании предлагали начать раскручивать аргентинский рынок. Пока мы размышляли, поставки из Европы запретили, а аргентинские коллеги взвинтили цены и за сутки распродали все, вплоть до нового года. Сейчас все ждут два месяца. За этот срок в Петербург прибудет корабль с товаром, хотя можно представить, сколько будет стоить мясо, перевезенное через океан. Ладно, Питер – портовый город. А Москва? А остальные города, ведь туда тоже нужно довезти продукты?

– На ваш взгляд, реальна ли сегодня возможность успешно вложиться в собственное производство? Ведь это то, чего мы ожидали последние пятнадцать лет?
– Теоретически можно закупить хороших коров, которые через два года начнут давать качественное молоко. Но ведь эмбарго могут в любой момент пересмотреть, как в сторону увеличения сроков, так и в сторону их сокращения.
Самое обидное в этой ситуации – не «незнание», а не понимание. Чтобы вкладываться серьезно, мне нужна уверенность. Из-за контрсанкций наша компания уже потеряла 80% дохода, но у нас был небольшой штат, нам никого не пришлось увольнять. К примеру, я вложу деньги в коровник. Завтра наши руководители помирятся, и правила игры опять изменятся. Ко мне придут и обложат меня непомерными налогами? Или же приедет дядя из Турции и скажет – парень, отчаливай, теперь я здесь главный?

Мнение:
Андрей Шабанов, глава РОО «Деловой Город»:

– Сделав повторный мониторинг цен в тех же точках, что и в конце августа, можно дать предварительную оценку изменениям стоимости продуктов. Увы, подорожание части «продуктовой корзины» налицо! Самое существенное подорожание коснулось хлебо-булочных изделий, свинины, говядины и подсолнечного масла. Вместе с тем прогнозируемо «просели» цены на овощи, а также несущественно на курицу, яйца, отечественный (и белорусский) сыр. Молоко, сахар, сыр зарубежного производства, некоторые виды овощей – в целом остались на прежнем уровне с несущественными изменениями в ту и другую сторону.

Беседовала Алла СЕРОВА «Новости малого бизнеса»