Депутаты приняли закон о запрете торговли алкоголем с 22 до 11 часов

В Санкт-Петербурге может вступить в силу запрет на торговлю алкоголем с 22 часов до 11 часов утра. Автор новшества, которое популярным не назовешь – постоянная комиссия ЗакСа по государственной власти и местному самоуправлению. Принятый в третьем чтении законопроект отправился на подпись губернатору Георгию Полтавченко. В силу инициатива вступит через 10 дней после официального опубликования Смольным.
Составляя свою поправку, комиссия продемонстрировала эрудицию в обсуждаемом вопросе. Под запрет попали не только жидкости крепче 15%, но и пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуха.
До сих пор ограничение на продажу алкоголя крепче 15% действовало с 23 часов до 7 утра. Эту норму ЗакС ввел еще в 2007 году. Федеральный закон о производстве и обороте алкогольной продукции продлевает этот запрет до 8 утра, но региональные власти имеют право вводить свои ограничения.
В феврале 2012 года губернатор Георгий Полтавченко выступил с предложением запретить розничную продажу алкоголя с 21 часа до 9 часов – такая норма содержалась в пакете изменений, внесенных им в ряд городских законов. Как следует из пояснительной записки, из соображений «защиты нравственности, здоровья, прав и иных интересов граждан, соблюдения тишины и порядка».
Возможно, если бы движение инициативы губернатора по коридорам власти было более стремительным, ее судьбы сложилась бы иначе. Но 18 сентября 2013 ЗакС во втором чтении предложенных губернатором изменений в городское законодательство изъял упоминание о новых временных ограничениях. Депутаты объяснили это заботой о малом бизнесе, которому новые ограничения ничего кроме нервотрепки и финансовых потерь не принесут.
Отказу от предложения Полтавченко предшествовала большая работа над собственными поправками – парламентарии пытались изобрести такой временной интервал для запрета продажи горячительного, чтобы и народ не обидеть, и нравственность соблюсти.
Жириновец Максим Яковлев придумал ввести запрет в выходные дни (суббота, воскресенье) и нерабочие праздничные дни — круглосуточно, в будни — с 20 часов до 10 часов. Коммунист Ирина Иванова представила в своих поправках максимальное разнообразие. Ее варианты запретного интервала: с 22 часов до 8 часов, с 22 часов до 9 часов, с 23 часов до 8 часов, 23 часов до 9 часов. Эсер Алексей Палин и вовсе предложил запретить продажу алкоголя по будним дням и с 22 часов до 10 часов по выходным и праздничным. Но в итоге победила поправка постоянной комиссии, представляющая не самый драконовский вариант (по сравнению с некоторыми идеями депутатов). С 22 часов вечера до 11 утра – фактически, комиссия лишь сдвинула на два часа вперед интервал, предложенный Георгием Полтавченко.
Фракции «КПРФ» уже пообещала выступить с изменениями в свежепринятый закон. При этом коммунисты проголосовали за него.
«Это поразительное лицемерие – публично лить «крокодиловы слезы» после того, как сегодня именно благодаря голосам коммунистов были установлены такие «антиалкогольные часы», — возмутился по этому поводу председатель фракции «Справедливая Россия» Алексей Ковалев. — Вся фракция КПРФ в полном составе проголосовала «за» данный законопроект, возможно, они просто забыли, что голосование было поименным, и жители Петербурга имеют возможность ознакомиться с тем, как коммунисты «позаботились» об их благе».
Коммунист Игорь Коровин говорит, что голосовал за инициативу и никаких проблем в ней не видит. «А что плохого, увеличивается время запрета на два часа всего, — говорит Коровин. – Ограничение на продажу алкоголя действует уже несколько лет, я, например, его не ощущаю. Никаких проблем вовремя купить алкоголь у меня нет, если мне нужно кого-то поздравить или что-то отметить. Сколько потребляли алкоголя, столько и будут потреблять. Но люди, когда увидят, что ночью отдел закрыт, может и пить меньше будут, подумают, да зачем это нужно». Коровин утверждает, что голосование для коммунистов было свободным, ни о каком общем решении фракции по данному вопросу ему не известно.
Эсер Марина Шишкина голосовала против законопроекта, так как уверена, что такими мерами с пьянством и алкоголизмом не борются. «Я жила в стране, где были и продающие водку таксисты, и левая водка, — говорит депутат. — Не понимаю, для чего этот декоративный закон. Нормального человека запреты на продажу алкоголя не заботят. Но это ударит по малому бизнесу и вытащит наружу теневой сектор. Это лоббистская инициатива, причем, непонятно, в чьих интересах».
Называет принятый закон популистской мерой и депутат Максим Резник, которые также его не поддержал. «Проблема в том, что депутаты принимают то, что их самих не касается, будь то антитабачный или антиалкогольный закон, — говорит Резник. — А у обычных людей это вызывает проблемы. Голосование очень странно сегодня выглядело. Наверное, по ошибке проголосовала «за» фракция КПРФ, я видел поименное голосование. Именно КПРФ билась за то, чтобы этого идиотизма не допускать. Думаю, все будут рассчитывать на то, что строгость закона в России и в Петербурге в частности компенсируется необязательностью его исполнения. В новогоднюю ночь точно будут продавать алкоголь, невзирая на запрет. Мы даем новые коррупционные рычаги в руки правоохранительных органов».
Исполнительный директор НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимир Меньшиков считает, что раз ограничение распространяется и на крупный, и на малый бизнес, то проблемы в нем нет. «Всегда вызывают вопросы запреты, которые отражаются только на малом бизнесе, — говорит Меньшиков. — Как гражданин, я считаю, что особой разницы не будет – сейчас в магазинах без пяти 11 пропускают с алкоголем без очереди в кассу, теперь будут пропускать без пяти 10. На объемах потребления алкоголя это никак не скажется. Кто желает, тот найдет, кроме того, в общепите эта норма не действует».
Председатель совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительских услуг Алексей Третьяков подчеркивает, что в результате нового ограничения неизбежно вырастет «серая» сфера сбыта алкоголя. «Как в 85-ом, во время горбаческих запретов, всегда можно было купить у таксиста, всегда были пьяные квартиры или бабушки, — говорит Алексей Третьяков. — В Финляндии во время введения жестких ограничений быстро появились «водкомобили» и «табакомобили». В Скандинавии алкоголь покупают через интернет. Кроме того, ночью продолжают работать парфюмерные магазины, можно и технические жидкости в магазинах автозапчастей купить. Но легальный бизнес понесет потери. При этом ухудшится качество продукции, пойдут суррогаты и активизируется черный рынок. Поэтому, на мой взгляд, это решение контрпродуктивно. Человек пьет не потому, что может купить алкоголь, а потому, что напиться хочется. В Европе спокойно можно купить алкоголь, но люди не занимаются пьянством, потому что там жизнь спокойная. Надо не запрещать, а обеспечить людям достаточное количество жизненных интересов».

Венера Галева,
Фонтанка.ру, 16.10.2013 г.