Курьер не добежал

Сегодня российское законодательство обязывает все гостиницы сообщать в миграционную службу об остановившихся у них иностранцах в течение одного рабочего дня с момента прибытия. Аналогичные действия необходимо предпринимать и после отъезда постояльцев. Оповестить бюрократов можно тремя способами: с помощью сотрудника с доверенностью, почтой или же в электронном виде.

Последней опцией петербургские отельеры пользуются с 2007 года – именно тогда появилась утилита «Электронный курьер», созданная ГУПом «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр». До недавнего времени данное программное обеспечение устраивало всех, однако в мае вдруг стало известно, что УФМС планирует прекратить его поддержку.

Теперь на смену «Электронному курьеру» должен прийти «Элпост» – программный продукт, принадлежащий компании «Федеральный гостиничный сервис» (ФГС). Владелец этой фирмы Владислав Степанов ранее принимал участие в организации небезызвестного Единого центра документов. Необходимость перехода на новое ПО объяснили некими изменениями во внутренней работе самой миграционной службы.

«Надо будет собрать документы и заплатить повторно другой, непонятно откуда взявшейся, компании», – пояснил смысл затеи президент Ассоциации Малых Гостиниц Санкт-Петербурга Владимир Васильев. По его словам, несвоевременно анонсированное нововведение обернётся для отелей только лишними расходами. Сегодня предполагается, что стоимость установки составит 10,8 тысяч рублей, кроме того, определённая сумма будет взиматься за каждого человека, поставленного на учёт.

Однако просто внеочередными тратами отделаться вряд ли удастся. «Все уже привыкли к нынешней системе, а тут администраторам придётся заново проходить обучение», – пояснила «Новостям малого бизнеса» свои опасения Юлия Пешкова, представляющая Station Hostel. При этом она сомневается, что новая программа будет обладать какими-либо серьёзными преимуществами по сравнению со своей предшественницей. Пользователи, уже успевшие протестировать «Элпост», действительно констатируют, что программа часто зависает, медленно загружается и работает только в ряде веб-обозревателей.

Передача сведений в УФМС в электронной форме регулируется постановлением правительства РФ от 10 мая 2010 г. N 310. В документе указано, что поставщик данных заключает с получателем соответствующий договор, в котором оговариваются, в том числе, и основания и условия его расторжения. Выходит, что с юридической точки зрения отельер вправе использовать привычное ПО до истечения срока действия соглашения, если таковое выходит за пределы 1 августа. Пока что непонятно, как УФМС будет действовать в таком случае. Но при перезаключении договора придётся переходить на «Элпост», либо доставлять документы другим способом.

Впрочем, не у всех предпринимателей, занятых в индустрии гостеприимства, прибавится хлопот. «У нас мало иностранцев, на нашем бизнесе это вряд ли отразится», – считает Алла Арнаутова, владеющая мини-отелем «Аллюрия». Как поясняет её коллега Владимир Трай, небольшие гостиничные заведения часто ориентируются преимущественно на внутренний рынок. «У нас иностранцев не бывает вообще», – рассказывает он о ситуации со своим хостелом «На улице Ленина».

Подобные гостиницы в принципе рекламируют себя только в рунете и не участвуют в системах международного бронирования, поскольку работать с россиянами проще. А когда к ним всё-таки попадают заграничные гости, то их ставят на учёт «по старинке». Правда, сейчас в УФМС идёт волна сокращений, поэтому есть опасность того, что к оставшимся операторам будут выстраиваться целые очереди.

С другой стороны, есть выход и на этот случай: некоторые мини-отели договариваются с более крупными, чтобы иностранцы проходили там регистрацию, но жили непосредственно у них. Вполне вероятно, что именно так в итоге будет выкручиваться малый бизнес, пристраиваясь к старшим братьям, которым, в свою очередь, без специализированного ПО не обойтись.

Александр СУБЦЕЛЬНЫЙ, «Новости малого бизнеса», фото с сайта http://www.tourprom.ru