Смольному придется выбросить миллиард долларов на рынок

Спор о законности заключения государственных контрактов с так называемым единственными поставщиками длится уже более полутора лет. В феврале 2010 еще прежний губернатор Петербурга Валентина Матвиенко решила внести изменения в петербургский закон «О государственных унитарных предприятиях» и заменить в его
тексте слово «полномочиями» на два других — «исключительными полномочиями».
Эти слова касались находящихся в ведении Смольного компаний и организаций (включая принадлежащие городу ОАО), которые получали таким образом привилегированные права на заключение государственных контрактов сразу по 17 позициям. Выгодные заказы ведомственные предприятия могли получать без проведения конкурсных процедур, причем в десятках различных сфер – от автотранспортного обслуживания чиновников и обеспечения органов власти связью до организации праздников и фуршетов. К середине 2010 года поправки были приняты ЗакСом, подписаны губернатором, и госзаказ зажил по-новому.

Торг здесь уместен, господа

Против такого порядка спустя год, в августе 2011 года, выступило петербургское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС).
Федеральный закон действительно допускает заключение госконтракта без проведения торгов, если оказание соответствующей услуги находится в исключительной компетенции соответствующих организаций или предприятий (например, работы по мобилизационной подготовке и т.п.). Но большую часть включенных в спорную норму городских услуг, по мнению антимонопольного ведомства, нельзя было отнести к исключительной компетенции ведомственных компаний – кто мешает заказать ту же организацию праздника у любого исполнителя? Принятым решением УФАС предписало губернатору Северной столицы исключить спорные услуги из числа «монопольной» компетенции городских предприятий. Позицию антимонопольной службы поддержала и городская прокуратура.
Список таких работ, которые Смольный мог передавать подведомственным учреждениям без конкурса, включал: транспортное обслуживание чиновников, гостиничное обслуживание чиновников и официальных делегаций, посещающих Санкт-Петербург, обеспечение деятельности представительств органов государственной власти Санкт-Петербурга в иных субъектах Российской Федерации, организацию общественного питания при проведении Смольным мероприятий, техническое обслуживание и ремонт объектов гражданской обороны, предназначенных для органов государственной власти Санкт-Петербурга, коммунально-эксплуатационное обслуживание помещений, занимаемых органами государственной власти Санкт-Петербурга, оказание телекоммуникационных услуг органам государственной власти Санкт-Петербурга, централизованное оформление Санкт-Петербурга к праздникам и, наконец, погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего), а также умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел.
Новый губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, не желая отказываться от введенного его предшественницей порядка, в конце 2011 года оспорил вынесенное УФАС решение в арбитражном суде и добился успеха – в июне этого года первая инстанция поддержала позицию городских чиновников.
При этом судья Татьяна Ресовская подробно описала законность делегирования тем или иным ведомственным компаниям соответствующих полномочий. Например, телекоммуникационные услуги органам городской власти могут оказываться только ГУП «АТС Смольного», так как сети связи специального назначения находятся в государственной собственности и не подлежат приватизации, а передача контракта стороннему оператору «не обеспечила бы должной защищенности информации ограниченного доступа». ГУП «Мостотрест» вправе на монопольной основе получать контракты на содержание мостов, подземных переходов, набережных и иных сооружений ввиду «объективной необходимости размещения заказа на данные работы на протяжении длительного периода времени у одного подрядчика». Обосновал суд и право чиновников заказывать собственное «кулинарное» обслуживание у эксклюзивного подрядчика (ГУП «Комбинат питания «Смольнинский»).
Однако УФАС обжаловало решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По данным «Фонтанки», 24 октября апелляционная коллегия удовлетворила жалобу, отменив принятое ранее решение, и признала предписание УФАС законным и обоснованным. Любопытно, что, по информации «Фонтанки», не последнюю роль в вынесении именно такого решения сыграла городская прокуратура, которая по-прежнему, и весьма неожиданно, поддерживала не Смольный, а антимонопольщиков.
Что, несомненно, является еще одним болезненным для городской власти фактом и помимо необходимости выставлять на рынок такой объем горзаказа. Во времена Матвиенко таких серьезных ударов от прокуратуры и УФАСа Смольный не получал.

Большой передел

В полном объеме (с мотивировкой) постановление второй инстанции пока не опубликовано, но уже вступило в законную силу и подлежит применению. По мнению заместителя руководителя УФАС Петра Яковлева, это означает, что уже сегодня государственные органы не вправе заключать соответствующие контракты с подведомственными предприятиями без проведения обязательных конкурсных процедур. Хотя с почти стопроцентной вероятностью он убежден, что Смольный воспользуется правом на подачу уже кассационной жалобы. Но независимо от окончательного решения по спору ранее заключенные контракты вряд ли будут пересмотрены: «Большинство из них исполнены, работы выполнены, деньги заплачены – что тут делить?» – поясняет Петр Яковлев.
Общий объем государственных заказов, которые теперь станут предметом торгов, в УФАС оценивают приблизительно в 30 млрд рублей в год. Ведь только с АТС «Смольного» различными учреждениями (школами и пр.) без торгов и иных конкурсных процедур заключено более тысячи контрактов. То же самое касается автобазы городской администрации и иных ранее «эксклюзивных» подрядчиков.
Кто будет выполнять эти работы в следующем году и далее пока сказать сложно: «Есть рынки более и менее конкурентные, – поясняет Петр Яковлев. – Не исключено, что те же предприятия выиграют большую часть госзаказа. Например, у конкурирующих компаний может не оказаться такого парка автомобилей с водителями, который требуется городской администрации и которым располагает автобаза Смольного».
Отметим, что в Петербурге действует около 500 государственных унитарных предприятий разного подчинения. Среди самых крупных и финансово емких можно назвать Петербургский метрополитен, «Пассажиравтотранс», Водоканал Санкт-Петербурга, «Ленсвет», Автоматическую телефонную станцию Смольного и т.д.

Антон Одынец, «Фонтанка.ру», 29.10.2012.