Бизнесу выпишут бессрочную лицензию

Минэкономики проанализировало практику исполнения документа и пришло к выводу о том, что некогда прогрессивный закон стал новым административным барьером для предпринимателей. Поэтому документ решено радикально обновить.

Прежде всего сократится число отраслевых законов, которые вместе с базовым, регулируют выдачу лицензий. Как пояснил «Ъ» директор департамента Минэкономики Андрей Шаров, сейчас базовый закон устанавливает лицензирование 80 видов деятельности, 14 отраслевых законов (об образовании, о рынке ценных бумаг, о связи и проч.) – еще 190 видов, из которых 120 связаны с производством и оборотом спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Именно из-за этих отраслевых законов и возникает большая часть проблем у соискателей лицензий, отмечают в министерстве. Там признаются, что полностью унифицировать процесс пока невозможно – поэтому на первом этапе в базовый закон «вписывается» лицензирование семи видов деятельности (использование атомной энергии, услуги связи, детективная и охранная деятельность). Выдача разрешений на шесть видов (оборот алкоголя, страхование, фондовый рынок) остается без изменений. По словам Андрея Шарова, это объяснятся различающимися целями лицензирования.

Число видов бизнеса, требующих лицензий по базовому закону, сокращается с 80 до 49. При этом по семи видам речь идет об их полной отмене за счет перехода к уведомительному порядку начала деятельности (пример – реставрация памятников). Остальные 24 вида исчезают из закона за счет укрупнения их перечня. Так, сейчас перевозка пассажиров, багажа по железной дороге, транспортировка грузов требует получения четырех отдельных лицензий – законопроект объединяет их в одну.

Второй блок новаций посвящен снижению издержек бизнеса. Ему гарантируется бесплатность процедур лицензирования (за исключением уплаты госпошлины). Сейчас компаниям часто приходится платить десятки миллионов рублей за проведение экспертиз и получение заключений, требуемых для выдачи лицензии. Лицензии предлагается сделать бессрочными (подобное уже сделано в образовании). «Бессрочность не будет означать отсутствие контроля, – говорит Андрей Шаров. – Контролеры обязательно придут в первый год после получения лицензии в плановом порядке, затем проверки будут проходить раз в три года, остаются внеплановые проверки с санкции прокурора».

Думские комитеты уже выдали положительные заключения на законопроект. Смутила их лишь одна норма – об отмене с 1 января 2013 года лицензирования медицинской и фармдеятельности. Принципиальное решение об этом с подачи Минздрава было принято правительством в марте 2010 года. Профильный комитет Госдумы по собственности в своем заключении с идей не спорит, но отмечает, что пока правительство не может объяснить, какие методы госрегулирования заменят лицензирование «в этих особо социально значимых отраслях». В пояснительной записке к проекту говорится лишь о «проработке вопроса» о переходе к аккредитации саморегулируемых организаций медиков и фармацевтов. Появление этих организаций, в свою очередь, увязывается с разработкой пока отсутствующих стандартов и техрегламентов. Исходя из этого, при втором чтении проекта комитет предлагает исключить норму об отмене лицензий для медицинской и фармдеятельности.

Вадим Вислогузов, «Коммерсантъ», 08.10.2010