акции детям

Акции – детям!

В 2018 году Санкт-Петербург принимает ЧМ по футболу. Эксперты говорят, что это событие не только спровоцирует новый виток интереса к игре, но и даст импульс развитию спортивного бизнеса в нашем городе

Между тем, сегмент спортивной коммерции уже активно осваивают малые предприниматели соседнего региона. О том, как грамотно выстроить бизнес-модель, корреспондент «Новостей малого бизнеса» узнал, побывав в ФК «Фаворит Выборг» – это первый профессиональный клуб юных футболистов Ленинградской области, который появился два года назад. Ребята здесь не только тренируются, но и регулярно выезжают на соревнования в соседнюю Финляндию, где занимают призовые места.

Считается, что детский спорт редко приносит быстрый денежный «фидбэк». И бизнес до недавнего времени не торопился вкладываться в развитие этого сегмента (за исключением таких крупных игроков как «МегаФон», «Газпром нефть», «Норильский никель»). Однако опыт малого предпринимателя Александра Долгина показывает, что ниша может быть не только полезной с социальной точки зрения, но и в перспективе стать выгодной всем – детям, родителям, болельщикам и самим предпринимателям.

Спрос и предложение

Все началось с того, что Александр вместе с бывшим игроком грозненского «Терека» Виталием Кузнецовым, решили поднять планку тренировок ребят-футболистов.

«Понимаете, дети часто становятся заложниками ситуации. У них есть стремление к спорту, при этом вынуждены довольствоваться тем, что им предлагают. Мой сын занимался футболом в муниципальной ДЮШ, но там царил откровенно непрофессиональный подход к делу: тренер мог позволить себе опоздать на занятия или вообще проигнорировать их. Мы решили, что ребятам нужно дать возможность тренироваться у профессионалов», – рассказал Долгин «Новостям малого бизнеса».

Наш собеседник в прошлом сам футболист, поэтому анализирует состояние детского спорта не со стороны. Он обращает внимание, что условий для развития юных футболистов в России сегодня немного – академии можно сосчитать по пальцам, а подготовка детских тренеров почти не ведется.

Ситуация кардинально отличается от соседней Финляндии. Двенадцать лет назад там запустили федеральную программу развития футбола, и теперь свои детские команды появились даже в городках с численностью до 60 тысяч человек. Страна часто проводит турниры, которые собирают большое число зрителей и формируют спортивную атмосферу государства. При этом большинство футбольных организаций в Суоми частные: экипировка, тренировки и турниры – в 99% случаев расходы на это несут сами клубы.

В России соотношение спроса и предложения на детский футбол – непропорционально. Обустроенных полей и секций ДЮШ мало для воспитания футболистов следующего поколения. Для этого необходимы комплексные федеральные программы, которые бы включали полный цикл развития спорта, – уверен наш эксперт.

Баланс воспитания и бизнеса

По словам собеседника, вложения в первую футбольную площадку Выборга были и денежными, и физическими, и эмоциональными. Энтузиасты закупили оборудование для тренировок, приобрели микроавтобус для доставки на стадион и домой юных спортсменов, за свои деньги восстановили исторический стадион «Локомотив» и поставили там футбольный манеж.

Место, где сегодня играют ребята, историческое во всех смыслах слова: когда-то здесь тренировался и даже установил рекорд легендарный финский легкоатлет Пааво Нурми. До середины 30-х годов эта площадка считалась центральной ареной Выборга, однако в новейшее время пришла в негодность и пустовала – за невостребованностью.

«Это притом, что спрос на тренировки есть, и он большой! Людям интересен футбол, просто раньше им было некуда пойти», – говорит Александр Долгин.

Первоначальные затраты на ФК пока не окупились. Ежемесячная стоимость занятий составляет 2,5 тысячи рублей с игрока – в эту сумму входят регулярные тренировки, форма, спортивные сборы и доставка юных игроков. Впрочем, сам предприниматель даже не рассчитывает извлекать прибыль в ближайшие годы. По его словам, к выстраиванию футбольного бизнеса необходимо подходить взвешенно, чтобы не нарушить баланс интересов бизнеса и воспитания юных спортсменов.

«По сути, коммерческий успех зависит от того, насколько качественно люди смогут обеспечить все процессы функционирования клуба, а их много. Если заниматься этим только ради денег, то затея будет обречена на провал. Но если отказаться видеть в ФК бизнес-проект, то у него не будет спортивного будущего. Поэтому необходимо просчитывать и развивать все стороны дела – от этого зависит успех или неудача», – рассуждает Александр.

К чемпионству – через ОАО

Недавно проект ФК «Фаворит Выборг» стал победителем Всероссийского конкурса «Социальный предприниматель – 2017», который проводил фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Футбольный клуб получил беспроцентный заем, и теперь у молодых футболистов появится новое оборудование для тренировок.

Однако этих средств недостаточно, поэтому со временем коммерсант планирует привлечь к развитию организации самих выборжан – через акционерное общество.

«Это вполне успешная схема для бизнеса на Западе, ведь акционерные общества по интересам начали появляться в Европе больше ста лет назад. Сегодня во многих известных футбольных клубах 50% акций принадлежит болельщикам. Мы же попробуем привлечь к покупке ценных бумаг жителей Выборга и тех, кому небезразлично будущее детей», – рассказал предприниматель.

Приобрести ЦБ сможет любой: стоимость акции составит около ста рублей в месяц, а продавать их планируют в рассрочку.

За счет этих поступлений Долгин намерен расширить ФК и предать ему высокий статус. Он мечтает создать в Выборге футбольную академию с современной инфраструктурой, которая в дальнейшем смогла бы стать успешным футбольным клубом, известным не только в России, но и за рубежом.

Алла СЕРОВА