Кого накормит постматериализм?

Современному человеку уже не интересно устраивать из своей жизни потребительскую гонку, зато появляются новые виды услуг

Идеология нового потребления и так называемый постматериализм открывают для малого бизнеса дополнительные возможности, которые уже опробованы во многих странах и которые постепенно проникают в Россию. В Петербурге предпринимательство этого формата ещё в новинку, но в том, что здесь у него большой потенциал, сомнений нет

Идеология освобождает и… кормит

Термин постматериализм в 80-е годы прошлого века ввел американский социолог и политолог Рональд Инглхарт. Сегодня учёный тесно сотрудничает с Высшей школой экономики, будучи научным руководителем Международной лаборатории социальных исследований на базе ВШЭ. По его словам, в XXI веке постматериализм обрёл мощное звучание и воплотился, прежде всего, в новых формах совместного потребления.

Идеологическая основа этого явления понятна: современному человеку в развитых странах уже не интересно устраивать из своей жизни потребительскую гонку. Он не видит ничего привлекательного в том, чтобы владеть дорогой машиной, домом или яхтой, ему не хочется ради них влезать в многолетнюю кабалу кредитных обязательств. Ну а предметы роскоши, которые раньше свидетельствовали о статусе владельца, сегодня и вовсе становятся признаками некой отсталости, дурновкусия.

Настроения подтверждаются многочисленными исследованиями. Например, по опросам агентства Bloomberg, более 70 % молодых американцев, живущих в крупных городах, не собираются в будущем покупать машину, и более половины из них не планируют брать ипотеку, несмотря на рекордно низкие процентные ставки.

В благополучной Швейцарии, которая занимает первое место в мировом рейтинге глобальной конкурентоспособности, более 60 % населения (самый высокий процент в мире) предпочитает не покупать жильё в собственность, а арендовать его.

Недавние исследования PricewaterhouseCoopers показывают, что немцы, голландцы, французы и скандинавы также пересматривают свои намерения относительно жилья: им выгоднее вкладываться в образование, в профессиональные компетенции, чем в квадратные метры.

Ну а там, где есть современный подход к потреблению, появляются новые виды услуг. Краудсорсинг, райдшеринг, краудфандинг, карпуллинг, каршеринг – все эти иностранные слова постепенно становятся привычными и для россиян. Правда, уровень доходов наших граждан пока не сопоставим с западными. Но все же веяния времени в больших городах дают о себе знать. Северная столица – не исключение.

Петербургские свидетельства

Что касается каршеринга (краткосрочная аренда автомобиля с поминутной или почасовой оплатой), который активно поддерживается властями и в Москве, и в Петербурге, то здесь малому бизнесу делать нечего: на рынке тон задают крупные игроки, например, сервис «Делимобиль». МСБ в этой сфере сразу оттеснили в сторону, при этом ни для кого не секрет, что без бюджетной поддержки нынешние компании каршеринга выжить пока не могут. За рубежом в этой отрасли малые компании тоже остаются на задворках. Хотя есть примеры (Лос-Анджелес, Чикаго, Гонконг), где они, наоборот, берут на себя до 75 % подобного извоза.

Услуги райдшеринга (другое название карпулинг – совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков) в Петербурге регулируются при помощи крупного ресурса BlaBlaCar. Вместе с тем, он выступает всего лишь в роли посредника, а люди договариваются уже между собой. Какой-то активной предпринимательской деятельности в этой нише не наблюдается. Конкурировать с BlaBlaCar всерьёз никто не может.

Многие петербуржцы стали заниматься извозом через крупные агрегаторы такси, такие, как Uber, Gett и «Яндекс Такси». Конечно, популярность этих сервисов также свидетельствует о новом потреблении, о переменах в отношении к личному транспорту. Однако говорить о малом предпринимательстве здесь тоже не приходится. Водители, подписывающие договор с Uber, пусть и отличаются от обычных наёмных работников, но самостоятельными бизнесменами их не назовёшь.

Совсем иначе выглядит сфера аренды недвижимости. Ярким примером новой формы предпринимательской деятельности стало использование ресурса Airbnb, с помощью которого люди сдают свое жильё в краткосрочную аренду туристам. Считать Airbnb работодателем нельзя – он скорее выполняет роль партнёра. В Петербурге этот вид микробизнеса с каждым годом получает развитие. По недавно опубликованным данным Airbnb, с мая 2016 года по апрель 2017 года в Северной столице четыре тысячи хозяев регулярно сдавали жильё туристам. При этом средний годовой доход одного хозяина квартиры составил в Петербурге $2 тысячи, против одной тысячи в Москве.

Увы, на этом постматериалистический малый бизнес, связанный с недвижимостью, в Северной столице практически заканчивается. Между тем, ресурсы у города есть, и они предпринимателями не используются. Хотя как показывает берлинский опыт, аренда помещений в условиях новых форм совместного потребления – это настоящее раздолье для коммерсантов. Вариантов заработать – масса. Причём многие бизнесы не только дают толчок другим видам предпринимательства, но и создают особую среду, привлекающую в город туристов.

От аренды к коммуне

Например, знаменитая берлинская Lake Studios – это пространство, которое сдаётся в аренду за небольшие деньги художникам: они могут там жить и там же устраивать выставки, перформансы, концерты. На мероприятия приходят люди, что создает дополнительный приток денег. Параллельно в пространстве работают бары, закусочные, мелкие сервисы.

Lake Studios находится на окраине города, но её культурный авторитет столь велик, а события, которые там проводятся, настолько интересны, что туда приезжают люди со всей Европы. Район быстро преобразился: вокруг студии появились сопутствующие культурные и общепитовские заведения. В выигрыше остаются все: художники, предприниматели, простые жители и городские чиновники, отчитывающиеся о поступлении средств в бюджет.

На базе таких пространств, как Lake Studios, возникают подчас весьма странные, но вполне действенные формы предпринимательства, основанные на совместном потреблении. В первую очередь, это касается еды: люди, живущие в подобных местах, сдают небольшие суммы на покупку продуктов и потом вместе готовят еду на общей кухне. В результате, предприниматель получает прибыль от организации процесса и от доставки еды. Всё это подчас напоминает какую-то коммуну, но внешне выглядит очень привлекательно, поэтому желающих опробовать такую жизнь много.

Экология требует и кормит

Яркая черта бизнеса, основанного на совместном потреблении и постматериализме – экологичность. В том же Берлине, в Манчестере или в американском Портленде можно без труда найти небольшие организации, занимающиеся сбором, обменом и продажей самых разных вещей: от мебели до одежды. Размах подобного предпринимательства впечатляет.

К примеру, сегодня в одном из самых богатых штатов США Орегоне, где и расположен Портленд, работает больше двухсот секонд-хэндов и магазинов, продающих бракованную одежду. За последние годы они стали настоящими центрами фэшн-индустрии и независимого дизайна. За одеждой люди приезжают сюда чуть ли не со всей страны. К тому же в одном только Портленде работают 12 ателье, которые перешивают и перерабатывают исключительно старую одежду. Это модные мастерские, чья популярность объясняется не только неожиданными стилистическими находками, но и тем, что процесс переработки считается экологичным.

Там же, в Портленде, появились виды досуга, основанные на новом потреблении и привлекающие гостей со всей страны, а иногда даже из-за границы. Например, местные предприниматели с недавних пор организуют необычные турниры по гольфу на заброшенных или просто безлюдных территориях города. Майк Давенхайм, организовавший такое мероприятие впервые в 2012 году, сегодня, как пишет Portland Monthly, принимает по 12 команд в месяц. Со всех гостей коммерсант берет символическую плату, но при этом зарабатывает около полумиллиона долларов в год. В последнее время у Давенхайма появилось немало последователей по всей стране.

Размеры и потенциал

Размеры и влияние малого бизнеса, основанного на новых формах потребления, пока ещё не изучены и не измерены. Существуют лишь приблизительные оценки по отдельным регионам. Так, в упомянутом Орегоне, местные власти оценивают вклад новых предпринимателей на уровне 3 % от регионального ВВП, что соответствует сумме в $6,8 млрд.

В Берлине Федеральное министерство экономического развития в 2017 году изучило вклад «новых индустрий, основанных на современных формах потребительства», и пришло к выводу, что они дают около 1,3 % берлинского ВВП, а это почти $1,46 млрд (около 83,2 млрд рублей). Для сравнения, в 2016 году вклад всех петербургских гостиниц и ресторанов в ВРП Северной столицы составил, по данным Петростата, около 37 млрд рублей или менее 1,5 %.

Зарубежная статистика однозначно указывает, что потенциал у малого бизнеса, использующего идеи постматериализма, большой. Ну а сравнения с петербургскими реалиями показывают, что этот потенциал в городе на Неве ещё предстоит открыть.

Борис СУДАКОВ
Фото: friedrichshagen.net