Место у метро займут «государственные» павильоны?

Стометровую зону у метро освобождают от торговли всем, кроме прессы, для размещения государственных НТО. Такое предположение выдвинул экс-начальник управления государственного регулирования потребительского рынка КЭРППиТ Санкт-Петербурга Сергей Загреба.

На сайте одного издания я прочитал, что КИО планирует внести изменения в Постановление № 1045, введя запрет на размещение НТО в радиусе 100 метров от входов в вестибюли метро, а КРППР с этим, якобы, не соглашается. В блоге того же издания я предположил: это напоминает способ достижения целей «плохой и хороший полицейский». И указал, что у нас еще присутствует «самый главный полицейский», который предложит компромиссное решение, ради которого история и затевалась. Цель в этом случае могла быть только одна: освободить в чьих-то интересах 100-метровую зону у метро от НТО.

Киосков с прессой это и так почти не должно было затронуть. Ведь большинство из них хотя и попадает в 100-метровый радиус, но Постановлением № 1045 не регулируется: размещены такие киоски в вестибюлях метро, подземных переходах, на ступенях входа в метро, пандусах, то есть в помещениях. А НТО, размещенные таким образом, городское законодательство в Схему не включает, нарушая федеральное законодательство. Отсюда, видимо, и озвученная разница в подсчетах в попадающих под ликвидацию объектов между бизнесом и КИО.

И тогда я вспомнил, как около четырех лет назад, когда губернатор поручил КРППР проработать создание государственных магазинов, я предлагал руководству Комитета для решения задачи расчистить территорию вокруг метро. Разместить там существенные по размеру государственные НТО, объединить их в управляемую совместно с бизнесом торговую сеть, на согласованных с городом условиях.

При этом целесообразно было бы привлечь к реализации задачи местных производителей, сделав их привилегированными поставщиками и организовать с их помощью единую логистическую цепочку снабжения сети. Это могло позволить существенно снизить цену реализации товаров. Сделать ее еще меньше можно было путем ограничения Смольным торговой наценки на товары, снизив затраты уменьшением размера арендной платы, компенсируя это для города увеличением платежей с оборота.

Еще раньше я предлагал это КЭРППиТу. Идея была даже озвучена весной 2012 года в прессе одним из руководителей торгового блока. Но ликвидация комитета идею «похоронила». Ведь во вновь образованном КРППР специалистов, способных хотя бы частично реализовать такой замысл (а не продолжать размещать автолавки), попросту не было.

Примерно год назад, когда заместителем КИО был назначен Александр Герман, я предложил ему вернуться к рассмотрению вопроса. Тем более что тогда в Москве уже реализовывалась программа по размещению государственных НТО.

Но необходимо было учитывать существенную разницу в торговых инфраструктурах Москвы и Санкт-Петербурга. Если в столице доля сетей в торговле продовольственными товарами составляет около 20 %, то в Санкт-Петербурге – около 90 %. Поэтому, если для столицы государственные НТО – это, в основном, способ наведения порядка в размещении, то у нас они должны еще создать конкуренции федеральным сетям и стать дополнительным каналом сбыта продукции местных производителей.

И вот, когда на днях стало известно, что КИО хочет наделить себя полномочиями по приобретению и размещению государственных НТО, пазл, похоже, сложился. Что-то мне подсказывает, что стометровую зону у метро освобождают от торговли всем, кроме прессы, как раз для размещения этих НТО. Представляете торговый оборот у объектов, монополизировавших всю торговлю у метро?

Только вот хотелось бы, чтобы целью мероприятия оказалось не только создание ажиотажного спроса на аренду этих мест и увеличение разнонаправленных денежных потоков, но и забота об интересах потребителей. В условиях, когда КРППР за время своего существования так и не смог приступить к решению задач по улучшению организации торговли, работая только над имиджевыми несущественными вопросами, практически полное его отстранение от организации мелкорозничной торговли выглядит логичным. Кто-то же должен смотреть на проблему в комплексе, а не только видеть ее с точки зрения решения узковедомственных задач.

Быть может, вообще передать все полномочия по организации торговой инфраструктуры города в КИО, если власти считают это чисто техническим вопросом? Ведь в Москве, прежде чем реорганизовывать мелкорозничную торговлю, разработали документы, концептуально и тактически прорабатывавшие эти изменения. В Смольном же, видимо, не считают это необходимым.

Отсюда концептуально непроработанные, с многочисленными ситуативными изменениями правила игры. Что создает нервозность у предпринимателей, неуверенность в перспективах бизнеса и увеличивает их затраты. А все это приводит к увеличению цен, с чем уже не согласны мы, потребители.

Экс-начальник управления государственного регулирования потребительского рынка КЭРППиТ Санкт-Петербурга Сергей ЗАГРЕБА