Бизнес на велоколесах

Летом в Северной столице официально появятся полосы для велосипедистов. Предприниматели уже начали задумываться, как привлечь к себе новый трафик. Дело перспективное, ведь заграницей находчивые коммерсанты удваивают прибыль от клиентов на двухколесном транспорте

Петербург осваивает новый инструмент для расширения клиентов. Множество баров, ресторанов, антикафе и магазинов в Северной столице присоединились к акции «На работу на велосипеде!», которая прошла 19 мая. На момент подготовки материала их было больше сотни, а больше двух тысяч петербуржцев изъявили желание покрутить педали.

Смысл мероприятия – отказаться от автомобиля на один день. В качестве вознаграждения можно рассчитывать на скидку от 5 до 25 % или другой бонус от компании участника. Достаточно доказать, что ты приехал на «железном коне».

«Растет внимание города к велосипедистам, строятся дорожки и парковки. Это активная и платежеспособная аудитория», — уверены организаторы петербургской акции. Подобные мероприятия в других странах – не редкость, а уже стиль жизни, выяснили «Новости малого бизнеса».



Кафе у дороги

Американцы, привыкшие получать «профит» со всего движимого и недвижимого, знают: клиент на велосипеде самый лакомый.
Во-первых, он рано или поздно захочет подкрепиться, а во-вторых, в отличие от автомобилиста, он не может закупиться товарами на неделю. Кафе, рестораны и парикмахерские, которые обрастают велоинфраструктурой, давно используют практику дополнительных бонусов. Клиент в шлеме там может рассчитывать на приличные скидки, а владельцы – на хороший доход.

Пример такой находчивости продемонстрировала в 2010 году предпринимательница Пэт Браун. Она, переехав в город Мемфис, вместе с бизнес-партнером открыла арт-галерею. Однако место для современного искусства выбрала не совсем подходящее: здание стояло впритык к автомобильной трассе. Дорога была настолько оживленной, что клиенты редко заглядывали в заведение. «Мы с бизнес-партнером выбрали именно это здание из-за дешевой аренды. Но в итоге нам пришлось выживать», – объясняет она.

Однако ситуацию выправила идея новой организации пространства. Не последнюю роль в ней играли велодорожки. С разрешения местных властей коммерсантам удалось провести около своего здания выделенные для велосипедистов полосы к местному парку. Это был полностью частный проект: кисти и краску покупали за собственный счет. Велопарад с музыкой и детскими программами наполнил квартал посетителями.

«Мы рассчитывали, что привлечем 5 тысяч человек. К нам приехали 15 тысяч жителей. С этого момента стало понятно, в какую сторону нужно двигаться», – говорит Пэт.

По ее подсчетам, вдоль велодорожек заработали 27 новых компаний, баров и ресторанов, 30 предприятий оборудовали специальные остановки. Частный бизнес инвестировал в местную инфраструктуру 6 млн долларов, получая растущий доход.

Велосипедистов привлекают запахи

Обогащение от велотрафика почувствовал и нью-йоркский предприниматель Том Бирчард. Он владелец ресторана с украинской кухней Veselka. Это заведение основали в 1954 году его приемные родители Ольга и Владимир Дармохваль, эмигрировавшие из СССР. В меню соседствуют классические сэндвичи и Coca-Cola с пельменями, галушками и варениками. Рядом с рестораном проходит пересечение велодорожек, одна из которых ведет в Бруклин. Поэтому самые частые клиенты тут – обладатели байков. Для них на витрине даже висит объявление о полагающейся им скидке при покупке блюда.

«Велосипедистов, в отличие от автомобилистов, привлекают запахи. Бывает, они успевают рассмотреть, что находится в тарелках у наших посетителей. Это очень соблазняет потенциальных клиентов, – убежден Бирчард.

Свои слова он подкрепляет исследованием некоммерческой организации Transportation Alternatives, подсчитавшей поток машин и велосипедов в микрорайоне. По их данным, в местные рестораны и кафе ездят 23 % велосипедистов и лишь 4 % автомобилистов.
Ресторан при пивоварне Standing Stone Brewery даже пошел на более радикальные действия – там переоборудовали автомобильную парковку под место для велосипедов. Оказалось, что двухколесный транспорт там появляется регулярно, а не только по пятницам. А главное – прибыль заведения выросла на 20 %.

Велосипеды из картона и мусора

Швеция, как и Россия, значительную часть года покрыта снегами. Однако в отличие от нашей страны, там множество велодорожек и зарегистрировано 6 млн «железных коней»: 9 % всех поездок шведы совершают на велосипедах. Бизнес в этой стране поставили буквально на колеса.

Компания Wheelys активно развивает трехколесные велосипеды-кафе. Уместиться на нем, конечно, может только один человек – повар. Зато на мобильной закусочной, работающей от солнечной батареи, можно сварить кофе, разогреть бутерброды или заморозить продукцию. Велосипед оборудован газовыми конфорками, 10-литровым термосом, отсеком для охлаждения напитков и WI-FI. Один такой велосипед стоит в районе 3 тыс. долларов. Ежедневная прибыль, которую заявляет производитель, составляет от 100 до 300 долларов в день.

Велосипеды из картона. Такой бизнес-проект под названием THE CARDBOARD BIKE придумал в Израиле 50-летний изобретатель Ицгар Гафни. В качестве основных компонентов используется картон, который склеивают в несколько слоев, вымачивают в смоле и покрывают краской.

«Если складывать картон, как оригами, несколько раз, то он становится очень прочным. И это очень дешевый продукт. Его можно вновь переработать, получив взамен новый велосипед», – объясняет он.

Весит такой двухколесный транспорт всего 10 килограммов, а на сборку и склейку материала у пяти мастеров уходит около месяца. Изобретатель пока продает «бумажного коня» по предзаказу: 290 долларов за штуку. Но при конвейерной сборке, уверен Ицгар Гафни, себестоимость велосипеда можно довести до 20 долларов. Недавно он запатентовал свое детище, в том числе картонные инвалидные коляски и лодки. Кстати, аналогичные проекты стали появляться и в других странах. В Мексике, например, начали делать велосипеды из переработанного мусора.

Несложно подсчитать, что при таких технологиях вложения в «велосипедный бизнес» со временем будут ничтожны, а прибыли от того же кафе на колесах смогут конкурировать с оборотом добротной развозной тележки.

Алексей СТРЕЛЬНИКОВ