Тут вам не место

Коммунисты и бизнес объединились против Смольного. Необычный дуэт образовался из-за переформатированного рекламного рынка в городе и предстоящих выборов в стране. Если предприниматели ещё надеются на новых подрядчиков, то у политиков нет никаких иллюзий.

«Нет войны, нет кризиса, нет взяток, нет капитализма», – категорично заявляет транспарант на трибуне. С импровизируемого подиума ему вторит не менее категоричный голос женщины из КПРФ.

«Мы должны сказать: коррупционер должен сидеть в тюрьме, вор должен сидеть в тюрьме, – безуспешно попыталась завести она небольшую толпу. – Освобождение страны от раковой опухоли коррупции – социализм, ура, товарищи!»

Под сенью пролетарского вождя

На площади Ленина, за спиной памятника вождю революции собралось порядка 150 человек. Над толпой лениво развеваются красные флаги коммунистической партии, «Левого фронта» и других левых движений. В их стан влились яркие футболки с надписями «SOS», некоторые из них вдеты в черенки от швабр и подняты вверх. Жёлтые «хоругви» держат над головами представители обманутых дольщиков «Охта-модерн». Внутри сутолоки можно встретить защитников детского центра «Дзержинец» и противников переименования советских улиц.

Впрочем, основной лейтмотив, звучащий с трибуны, посвящён наружной рекламе и главе комитета по печати Сергею Серезлееву. Ему же адресованы обвинения на плакатах: чиновник, по мнению протестующих, украл из бюджета ни больше, ни меньше одну станцию метро и 15 среднеобразовательных школ. Один из митингующих, придерживающий транспарант, на вопрос корреспондента «Новостей малого бизнеса» лишь равнодушно свидетельствовал: «А чёрт его знает, я только держу плакат».

Тем временем на трибуне появился очередной оратор, но уже из бизнеса. К массам обращалась председатель совета директоров РА «Стоик» Татьяна Сергевнина: «В результате действий комитета по печати наша фирма потеряла клиентов, рекламоносителей и практически разорилась. Наши места были отданы для крупного бизнеса. И эта политика грозит уничтожению другим малым фирмам».

Толпа, не особо вслушиваясь в речи, продолжала клокотать. Вокруг трибуны кольцом собрались молодые люди с плакатами все того же содержания. Один из них – Игорь – разнорабочий на «Северной верфи». Этот митинг для него пятнадцатый по счёту за год. В протестных акциях Навального участия не принимает – опасно.

«Я тут от общества по поддержке малого бизнеса. Да, я тоже пострадал от произвола властей – у моего дяди была своя автостоянка во Фрунзенском районе. Но её закрыли и передали другим. Я хочу, чтобы все было честно», – заявил Игорь.

Его «товарищ по оружию» Леонид, как можно было судить по транспаранту, выражал особую апатию к главе комитета по печати: «Серезлеев, верни деньги в бюджет», – гласила надпись на плакате. Для большего устрашения – изображена пенсионерка с АК-47 в руках.

«Хочу, чтобы люди, общественность наконец-то заинтересовались антимонопольной службой», – ударил он по «союзникам», немного не разбираясь в вопросе. Напомним, ФАС продолжает требовать от комитета по печати вновь провести выборы подрядчиков по эксплуатации рекламных конструкций. Смольный и надзорный орган выясняют отношения в суде: пока антимонопольщикам удалось оштрафовать Сергея Серезлеева. Чиновник пообещал обжаловать решение Фемиды.

Под занавес митинга представители КПРФ решили напомнить о «былых временах»: перед протестующими появились молодые люди в одежде сотрудников НКВД 1930-х годов. Они под руку привели «коррупционера» – по крайней мере, такая надпись содержалась на листке в руках задержанного. «Приговор окончательный и обжалованию не подлежит», – последовал комментарий с трибуны. В руках чекиста возник бутафорский пистолет. Задержанный артистично повалился на сугроб.

На следующий день

Аналогичные требования об отставке Сергея Серезлеева прозвучали на пресс-конференции в «Агентстве бизнес новостей». Среди выступающих – представители рекламных агентств РУАН и «Стоик». Эти компании оказались в числе аутсайдеров по итогам конкурсов комитета по печати. По словам предпринимателей, из-за сокращения количества рекламных носителей (с 14 до 8,5 тысяч конструкций) городской бюджет ежегодно будет недополучать 1,5 млрд рублей.

«В расчете на 10 лет – тот срок, по которому действует договор аренды места – то получится 15 млрд рублей. Это наши детские сады, школы, пенсии – во многих регионах первоначальная цена вырастала до 600%. В Санкт-Петербурге – от 0% до 1%, хотя наш город один из самых привлекательных для рекламы, – рассказала представитель «РУАН» Мария Михеева. – Это позволяет сказать, что был некий картельный сговор по монополизации рынка наружной рекламы».

Она продемонстрировала таблицу 23 лотов, которые разыграл Смольный. Согласно таблице, на большинство лотов заявился только 1 участник, в 9 лотах участвовали по 2 компании, в одном – 4. Основная причина низкой явки компаний – строгие условия участия в конкурсах. Бизнесмены гадают, почему предпочтения отдавали компаниям, которые обещали минимальный прирост к изначальной цене.

«В отношении тех компаний, которые открыто выступили против проведения таких процедур, начал применяться административный ресурс. Скажу на примере нашей компании – во время торгов в суды уходили дела о дисквалификации руководителя, проводились незаконные обыски с изъятием документов. К нашему руководителю приходили шесть сотрудников правоохранительных органов, которые нанесли ему физические повреждения на глазах жены и детей», — добавила Мария Михеева.

С похожими проблемами по наружной рекламе сталкивалась депутат ЗакСа от КПРФ Ирина Иванова. Она рассказала, что в 2016 году, накануне выборов в городской парламент, пыталась размещать свой портрет на городских билбордах.

«Мне было отказано (в том числе в метро), пока не написала жалобы в избирательную комиссию. В итоге дали два билборда рядом с трамвайными путями, которые на тот момент находились на ремонте. Если такая ситуация будет развиваться и дальше, то ни один оппозиционный кандидат не сможет разместиться на билбордах. Мы же понимаем, как проходят у нас выборы», – заключила она.

Алексей СТРЕЛЬНИКОВ