«Платон» накроет по горизонтали?

В Петербурге продолжается забастовка дальнобойщиков. Как узнали «Новости малого бизнеса», ситуация с товарами на потребительском рынке пока стабильна, однако его игроки не исключают перебоев, если протест наберет обороты

Информация о числе малых владельцев большегрузного транспорта, принимающих участие во всероссийской забастовке, пока противоречива.

Активные противники системы «Платон» называют цифру в 50-60 %. По данным петербургского отделения ОПР (Объединение перевозчиков России), к середине апреля масштаб перевозок по Петербургу и Ленобласти сократился примерно вполовину.

В Росавтодоре уверены: бастует всего 0,01 % рынка. По мнению ведомства, такой процент никак не отразится на объеме поставок, а, соответственно, на экономике сетевых и несетевых магазинов.
Отметим, что около 75 % грузоперевозок сегодня приходится на малый бизнес, при этом большинство товаров в стране доставляется автотранспортом.

Продуктовая ненапряженность

На дилерских складах Петербурга «Новостям малого бизнеса» не смогли назвать точную цифру покинувших линии партнеров. Но сообщили, что единовременный уход большого объема перевозчиков не мог бы остаться незамеченным.

«По истечении двух недель забастовки мы не чувствуем перебоев с поставками: нам продолжают возить товары. И это понятно: всем надо кормить семьи и выплачивать кредиты. Поэтому, скорее всего, цифра в 50 % преувеличена», – рассказали корреспонденту на одном из сырных складов под Всеволожском.

Сотрудники оптовых продуктовых компаний «Фруктовиков» и «Юпитер-холл» также не видят сокращения поставок, поскольку задействованные в их логистической цепочке перевозчики не принимают участия в забастовке. Следовательно, говорить об убытках пока не приходится.

И все же наблюдатели не исключают, что уже с третьей-четвертой недели протеста, горожане заметят снижение ассортиментов продуктов питания на полках несетевых магазинов.

В середине апреля Общество защиты прав потребителей МОО «Общественный контроль» направило письмо председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву, где констатировало рост продовольственной напряженности по регионам.

Авторы письма уверяют, что зарегистрировали более ста заявлений из 34 регионов России, в которых граждане сообщают о снижении ассортимента продуктов питания и росте цен на отдельные позиции товаров.

По данным представителей «Общественного контроля», наибольшую обеспокоенность вызывает ситуация в частности в республике Карелия, Мурманской, Архангельской, Ленинградской областях и Петербурге.

«Возможны перебои с поставками следующих групп товаров: мясо свинина, говядина, овощи, включая помидоры, морковь, свекла, капуста, лук... Поскольку масштабы стачки, спровоцированной введением системы «Платон», растут, а реальных шагов, связанных с урегулированием ситуации, не предпринимается, на потребительском рынке в регионах, наиболее зависимых от внешних поставок продуктов питания, может сложиться критическая ситуация, связанная с ростом цен и обеспечением населения необходим ассортиментом», – предупреждают общественники.

«С учетом подорожания железнодорожных перевозок, большой объем грузов сегодня приходится именно на автотранспорт, – рассказал «Новостям малого бизнеса» глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. – Сложно оценивать запасы на складах Петербурга, но по скоропортящимся товарам перебои явно могут начаться. Конечно, все зависит от количества перевозчиков, принимающих участие в акции. Если их будет более 15 %, то это сработает. Если нет, то их направления просто перекроют».

Правда, возможный товарный дефицит, судя по всему, коснется петербуржцев в последнюю очередь.

Во-первых, как заметил в беседе с «Новостями малого бизнеса» один из ритейлеров, 90 % потребительского рынка Северной столицы занимают сетевики.

«Если мы говорим о федеральных сетях, то у них выстроена своя логистика «под ключ». Они завязаны на полный цикл доставки грузов и работают с определенными компаниями, которые, понятно, в забастовке участвовать не будут – «Платон» по ним мало ударил. Если акция будет укрупняться, перебои поставок почувствуют небольшие магазины. То есть «Платон» накроет малый бизнес по горизонтали», – заметил собеседник.

Во-вторых, дефицит товаров сегодня медленно начинает приходить в регионы, где владельцы большегрузов активно включились в стачку (например, Дагестан, Коми, Забайкальский край). Но Северной столицы эта тенденция пока не касается: по словам самих дальнобойщиков, весь движущий состав намеренно «бросили» в города федерального значения, чтобы закрыть прибыльное направление.

Как рассказали «Новостям малого бизнеса» в КРППР, ситуация с продовольственными товарами Петербурга остается стабильной. Товарные запасы в организациях розничной торговли по состоянию на первое марта оценивались в 91,1 млрд. рублей, что обеспечивает 41 день торговли.

Напомним, что с середины апреля тариф на «Платон» должен был вырасти до 3,06 рубля за километр. Однако «льготный» период продлили, и ставки повысились пока на 25 % – до 1,91 рубля.

Сядем все

«Ты думаешь, это мне дали 15 суток? Нет, это нам дали 15 суток» – примерно так оценивают воздействие системы «Платон» на конечного потребителя владельцы большегрузных автомобилей, участвующих в акции под Петербургом.

Их пункт располагается неподалеку от Шушар: здесь на приколе стоит около двадцати машин, остальные протестуют, не выходя на линию.

Мимо, в сторону Петербурга, проносятся большегрузы, игнорирующие акцию. Некоторые из них одобрительно сигналят бастующим коллегам. Те же неодобрительно поглядывают им вслед.

«Мне стыдно за перевозчиков, которые готовы на все, лишь бы выжить сегодня. И лишить нас будущего завтра. Очевидно же, что всех гонят на край утеса. Ну, прибежите вы первым, что дальше?» – задается вопросом участник ОПР Вадим Яцук.

«Сейчас эти автомобили работают в минус. За последние годы в два раза подорожала резина и запчасти. Они просто расходуют ресурс автомобилей, на восполнение которого нет средств. Это вопрос времени, когда машина встанет», – поддерживает коллегу председатель петербургского ОПР Сергей Владимиров.

Перед стартом общероссийской стачки, активисты ездили в Германию, чтобы увидеть европейский «Платон», на который ссылались российские власти, вводя «налог Ротенберга».

Говорят, что немецкая Toll Collect (система взимания дорожных сборов) практически полностью переформатировала рынок перевозок, опустив его на уровень выживаемости.

«Сегодня сектор некрупных частных перевозчиков в Германии составляет менее 7 %. Дороги ухудшились, автобаны перешли на наш «заплаточный» метод латания. У водителей опустились расценки до минимума. Теперь они, как и российские коллеги, готовят в машине: денег на кафе не хватает. Но им на законодательном уровне хотят запретить отдыхать в кабинах, так как гостиничный бизнес терпит убытки! И самое главное – в Toll Collect включили все виды транспорта, вплоть до мотоциклов. Именно это ждет нас», – рассказал Сергей Владимиров.

На днях большинство крупных перевозчиков заявило рост цен на свои услуги. Однако представители малого бизнеса последовать примеру «старших товарищей» не смогли: по словам собеседников «Новостей малого бизнеса», расценки на перевозки и так опустились до 20 % по причине «внутренней миграции».

Из-за большого числа водителей, сбежавших в столичный регион от нищающей провинции, начался демпинг, который совпал с введением «платы за тонны». Это обстоятельство сделало малых заведомо неконкурентоспособными перед крупными компаниями, которые практически не почувствовали воздействие «Платона». Например, ритейл не скрывает, что дополнительный сбор почти не отразился на стоимости продукции в гипермаркетах, поскольку «растворился» в огромных объемах товара.

Однако, по мнению протестующих, все надежды на «копеечные» подорожания наивны. Ведь как только под «Платон» полностью встанет спецтранс, конечный потребитель сразу же увидит «привет от Ротенберга» в своей ежемесячной квитанции.

Яна ПЛОТНИКОВА