Стриптиз – запретить, стены – арестовать…

Как известил корреспондента «Новостей малого бизнеса» накануне заседания сопредседатель петербургского ЦОП «Бизнес против коррупции» и общественный представитель регионального бизнес-омбудсмена Александр Леонтьев, чтобы объективно обсудить спорные ситуации на заседание пригласили представителей прокуратуры, ГУ МВД и ГСУ СК по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также ряд известных адвокатов.

Вымогатели из полиции
Первая история будто бы перенесла участников этого мероприятия в бандитские девяностые.

Началось все в сентябре 2013 года, когда петербургская компания «РемСтройСПб» по заказу ОАО «РЖД» взялась капитально отремонтировать бензохранилище. Объект находился недалеко от предолимпийского Сочи, и к выполнению контракта был привлечен субподрядчик – тамошнее ООО «РС Лорд». Однако на то, как отремонтировали бензохранилище, вдруг обратили свое пристальное внимание сотрудники СУ ЛО МВД на транспорте г. Сочи.

Предположив, что ООО «РС Лорд» обязательства по контракту не выполнило, а деньги похитило, 15 января 2015 года сочинские пинкертоны возбудили уголовное дело № 153012 по ст. 159 ч. 4 УК РФ. Правда, возбудили его в отношении неустановленных лиц из ООО «РемСтройСПб», которые якобы причинили ОАО «РЖД» материальный ущерб на 1 074 627 руб. 87 коп.

Однако где Сочи и где Санкт-Петербург? Свои полномочия изобличать преступников СУ ЛО МВД на транспорте г. Сочи поручило такому же транспортному полицейскому, только из своих петербургских коллег. Тот заявился прямиком в «РемСтройСПб» и нарисовал цифру, которая освободит предпринимателей от возможных проблем. Вскоре он был взят с поличным сотрудниками ФСБ, но подельников в погонах не сдал и отправился на нары в одиночку.

В ответ сочинские «разоблачители» в рамках следствия арестовали владельца ООО «РемСтройСПб» Василия Борищука и заблокировали все расчетные счета компании на сумму, которая значительно превышала претензии правоохранительных органов.

Владельца «РемСтройСПб» через некоторое время удалось вытащить из-под стражи, а вот работа этой фирмы до сих пор парализована. По заключению экспертов ЦОП «Бизнес против коррупции», налицо признаки коррупционной составляющей в действиях должностных лиц транспортной полиции и превышение мер процессуального принуждения. Но чтобы вернуть компанию к хозяйственной деятельности, требуется вмешательство на уровне федерального центра, куда и обратились петербургские общественные борцы с коррупцией.

Нет дела, но имущество «прилипло»
В конце ноября 2015 года в ООО «Центр вентиляции и кондиционирования воздуха «АЭР» на улице Савушкина нагрянули дотошные представители СУ УМВД РФ по Центральному району Санкт-Петербурга. По их версии, в банковских проводках этой организации было что-то нечисто.

Следователи провели обыск и изъяли системные блоки и серверы, на которых находилась бухгалтерская база и система ведения бухгалтерского учета 1С, а также реестр клиентов, документы в электронном виде и проектная документация. Любопытнее другое – с момента производства обыска и выемки по настоящее время обвинения не были предъявлены ни должностным лицам ООО «АЭР», ни в связи с деятельностью организации. В уголовном деле значатся совсем другие фигуранты, но ходатайства о возврате имущества следователем долгое время не удовлетворялись, несмотря на произведенный осмотр компьютерной техники в УМВД.

Справедливости ради заметим, что в конкретном случае вмешательство экспертов ЦОП «Бизнес против коррупции», Уполномоченного по защите прав предпринимателей Александра Абросимова при участии начальника контрольно-методического отдела по преступлениям в сфере экономики ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Андрея Доронина принесло свои положительные плоды. Системные блоки и серверы руководителю ООО «АЭР» Дмитрию Пелло возвратили.

Только сроки этого возврата вряд ли можно оценить как разумные. В течение нескольких месяцев финансово-хозяйственная деятельность организации велась в рваном режиме, предприниматели были поставлены перед угрозой неисполнения обязательств перед контрагентами, терпели убытки, едва не оказались на грани банкротства и массового увольнения персонала. Кстати, на рынке вентиляции и кондиционирования воздуха компания «АЭР» работает с 2000 года и имеет три филиала в разных концах России – на сомнительную «однодневку» никак не тянет.

Впрочем, Андрей Доронин, который присутствовал на заседании, отметил: ООО «АЭР» оказалось в поле зрения следствия из-за того, что сотрудники проверяли всю цепочку подозрительных банковских операций, которые осуществлялись третьим лицом, не имеющим никакого отношения к компании Дмитрия Пелло. «Но мы отслеживаем деньги, – разъяснил полковник юстиции, – до самого что ни на есть последнего получателя, равно как ни кто не отменил обязанность следователя осуществлять уголовное преследование».

По убеждению полковника Доронина, в действующем законодательстве, а именно п.9.1 ст. 182 УПК РФ, с 29 ноября 2012 года содержится поправка, предусматривающая в ходе обыска вносить в присутствии понятых ходатайство о копировании информации с изымаемых электронных носителей. Такое же право распространяется и на бумажную документации. Поэтому предприниматели могут сделать за свой счет копии и продолжать текущую деятельность. Однако в протоколе изъятия техники в ООО «АЭР» этого ходатайства заявлено не было.

Слова Андрея Доронина вызвали явное удивление Дмитрия Пелло, который усомнился в том, что следователь, разъясняя права работникам ООО «АЭР», сослался на данную поправку. Более того, на вопрос главного бухгалтера, как она сможет начислять зарплату, если документация будет изъята, сотрудник правоохранительных органов усмехнулся, что, мол, это не его дело.

И куда пилон девать?

Самым фееричным оказалось обращение о неправомерном наложении 31 октября 2014 года ареста следователем ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу на принадлежащее предпринимателю – ИП Пономарева, нежилое подвальное помещение по адресу: Невский проспект, д. 158.

После того, как следователи возбудили уголовное дело в отношении ряда лиц, владелец этого помещения утратил возможность распоряжаться и пользоваться подвалом, который был приобретен на собственные средства и никем в судебном порядке не оспорен.

До наложения ареста на помещение Марина Пономарева сдавала его в аренду ООО «Фордевинд», оплачивая все необходимые налоги и сборы. Но, по версии следствия, в подвале осуществлял незаконную деятельность клуб Monella. И так как Пономареву связывали близкие отношения с одним из обвиняемых, предприниматель, по ее словам, не знавшая о чем-либо противозаконном, уже полтора года лишена права нормально вести бизнес.

Чтобы лучше разобраться в запутанной ситуации, эксперты петербургского ЦОП «Бизнеса против коррупции» пригласили выступить саму Марину Пономареву. Перед участниками заседания появилась эффектная блондинка – элегантно одетая и в изысканной ювелирной бижутерии.

– Каким образом нежилое помещение сможет финансировать деятельность преступного сообщества? – поинтересовалась она у зала. – Я просила снять арест хотя бы на право пользования, потому что мне не на что жить.

Как тут же выяснилось, до злосчастного октября 2014 года Марина Пономарева жила на средства, которые платил за аренду подвального помещения дорогой стриптиз-клуб.

– Это не мой клуб, – слегка смущенно поясняла экспертам предприниматель, — следственная бригада из 47 человек меня прошерстила, сейчас обвиняемые знакомятся с результатами следствия, и хотелось бы понимать, что дальше ждет…

В ответ сопредседатель ЦОП «Бизнес против коррупции» Александр Леонтьев пояснил, что петербургский Уполномоченный по защите прав предпринимателей направил соответствующее обращение в адрес руководителя ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу Александра Клауса. И вне зависимости от амурной истории подвала, общественные защитники приняли решение рассмотреть жалобу ИП Пономарева, поскольку сейчас в указанном помещении вообще не может осуществляться какая-либо предпринимательская деятельность.

Что касается уголовного дела об организации преступного сообщества в петербургских стриптиз-клубах, то оно было возбуждено по ч.1, 2, 3 ст. 210 УК РФ. Как считает следствие, владельцы заведений склоняли танцовщиц к хищению денежных средств с кредитных карт клиентов. Общий счет таких «пожертвований» шел на сотни миллионов рублей.

Показания в отношении своих боссов дали свыше ста покорительниц пилона и любвеобильных господ. Теперь в ответе за разновозрастных мачо, которых охватывала внезапная страсть, оказались и подвальные стены.
Игорь ГРОМОВ, «Новости малого бизнеса»