На «Вернисаже» продадут «левак» с Апрашки?

Коммерсантов, желающих арендовать торговую точку «под ключ» на «туристической тропе», соединяющей Эрмитаж и Русский музей, приглашают вступить в РОО «Центр поддержки искусств Санкт-Петербурга» (ЦПИ СПб), которую возглавляет небезыизвестный питерский поп-арт-художник Алексей Сергиенко. По словам посредников, автор «доброго Путина» и бренда одежды «Родина» имеет прямой выход на губернатора Северной столицы, а его Центр – это почти тоннель в высокорентабельный вернисажный бизнес, старт которого запланирован на март 2016 года.

О личности Алексея Сергиенко «Новости малого бизнеса» рассказывали читателям два года назад. Напомним, что весной 2014-го ярмарка петербургских художников, в которых некоторые видели всего лишь продавцов сувениров, была вынуждена оставить «намоленное» годами место на Конюшенной площади и переместиться ближе к Невскому проспекту. «Разорение» колоритного питерского места было воспринято его обитателями не менее серьезно, чем уничтожение памятника культуры.

На волне массового раздражения от имени коллег удачно выступил ЦПИ СПб: ссылаясь на имя градоначальника, маэстро Сергиенко рассчитывал получить взамен утраченной ярмарки место на Дворцовой площади или у корпуса Бенуа Русского музея.

К Эрмитажу художников не пустили: формально КГИОП указал, что такое соседство приведет к искажению ценных градоформирующих объектов. Некоторые эксперты высказались более определенно и откровенно усомнились в художественной ценности работ, которые долгие годы представляли сувенирный рынок Петербурга на Конюшенной площади. Так, галерист Мария Арно указала, что основной ассортимент ярмарки составляли шкатулки, значки и шапки-ушанки для иностранцев, охочих для русского духа, да китайские товары. И хоть слова галериста вызвали негодование среди некоторых мастеров кисти, большая часть сувенирщиков действительно едва ли заслуживала того, чтобы представлять Северную столицу рядом с Эрмитажем. По всей вероятности, именно поэтому часть из них переместилась к корпусу Бенуа, невзирая на протесты директора Государственного Русского музея Владимира Гусева, который с явным негодованием отнесся к нежелательному соседству. Директор музея категорично заявил, что сувенирному ширпотребу не место на территории этого историко-культурного ансамбля, где действует особый правовой режим.

Сегодня сувенирами различных стран происхождения там торгуют регулярно около 18 стеллажей, по 17-ти из которых РГИС выдает статус: «отказано».

АУТЕНТИЧНЫЙ БИЗНЕС ИЩЕТ ХОЗЯИНА
Нет сомнений в том, что экс-защитник изгнанных живописцев Алексей Сергиенко первый ратует за «отечественные промыслы».

«Сегодня на петербургских прилавках остались только мелкие вещи китайского производства: магниты, брелки, ручки и так далее. С одной стороны, из-за подорожания китайских товаров сувениры российских мастеров стали более конкурентоспособными. С другой стороны, сам рынок вырос благодаря многочисленным азиатским туристам, которые хотят купить на память не безделушку, произведенную на одном из азиатских заводов, а аутентичное изделие российских народных промыслов и ремесел», – сообщил господин Сергиенко журналистам «Российской газеты» в сентябре 2015 года.

Из интервью, опубликованном в официальном печатном органе Правительства РФ, следовало, что ЦПИ СПб разработал проект поддержки народных промыслов «Вернисаж», который получил одобрение и в Совете Федерации и на уровне городской администрации.

Суть «Вернисажа» по версии, изложенной Алексеем Сергиенко, являла лучшие традиции поддержки отечественного производителя, которые были воплощены в жизнь в самом начале кризиса. В 2014 году художникам правительство Петербурга на льготной основе выделило 50 мест на набережной канала Грибоедова, пообещав еще 200 торговых мест в будущем. Именно там и должны были быть представлены лучшие кисти Северо-Западного региона и аутентичные изделия российских мастеров.

По крайней мере, наверное так себе и представлял идиллическую картину помощи ремесленникам губернатор Георгий Полтавченко, когда в июне 2015 года поручил подведомственным комитетам проработать возможность предоставления ЦПИ СПб еще двух участков на набережной канала Грибоедова. Не было повода сомневаться в искренности проекта «Вернисаж» и у «Новостей малого бизнеса».

Но вскоре на сайте компании по продаже готового бизнеса «Альтера Инвест» появилось любопытное объявление, которое не могло не привлечь наше внимание. Ведь предпринимателям Петербурга предлагалась заманчивая по кризисным временам возможность: участвовать в самом быстрорастущем и высокодоходном бизнесе Северной столицы – сувенирном.

«Целевая аудитория данного направления – туристы и иностранцы, приезжающие в Петербург, – гласила реклама. – Одними из конкурентных преимуществ является местоположение: вся набережная канала Грибоедова от Невского проспекта до «Спаса на крови». Набережная канала Грибоедова признана сувенирным рынком Санкт-Петербурга, ранее он располагался на Конюшенной площади. Еще одним плюсом является станция метро «Невский проспект», которая увеличивает количество потенциальных клиентов. Старт проекта запланирован на март 2016 года, на данный момент формируются списки участников. Количество мест ограничено».

В объявлении, которое до сих пор висит на сайте организации, также раскрываются некоторые детали проекта. Например, что торговые павильоны, предоставляемые арендатору, полностью укомплектованы. И что каждый предприниматель получает комплект документов и ключ. Проходимость на этом месте, по информации аналитиков «Альтера Инвест», в хорошие летние дни составляет 300 000 человек в день. Соответственно прибыль за сутки может начинаться от тридцати тысяч рублей.
И самое главное. Оказалось, что полностью упакованный сувенирный бизнес оценен в 700 тысяч рублей. Также арендатор должен ежемесячно оплачивать 45 тысяч аренды, что не выглядит совсем уж запредельным, учитывая месторасположение торговых точек.

ЧЕМ ПРОМЫШЛЯЮТ?
«Начну издалека. Раньше это был сувенирный рынок на Конюшенной площади. Теперь он будет расположен от Невского проспекта до Спаса на Крови, по правой стороне – лицом к корпусу Бенуа. Пока у нас 45 мест, из которых осталось двадцать. Начало проекта – март. Цена входа – 700 тысяч рублей. За эту сумму вы получаете договор, документы, стеллажи, право на реализацию товара, круглосуточную охрану. Что можно продавать? Все, кроме товаров питания, оружия, ну вы сами понимаете. В остальном – полная свобода. В прошлом году предприимчивые ребята моноподы с Апрашки продавали…» – такие условия торговли предложили нам в «Альтера Инвест», куда корреспондент «Новостей малого бизнеса» обратился под видом предпринимателя.

Оформление арендных отношений, по словам специалистов «Альтеры», ничуть не выходит за рамки закона. Коммерсант, решивший на какое-то время связать себя с «народными промыслами», вступает в РОО «Центр поддержки искусств» и подписывает основной договор, в котором говорится о его участии в общественной организации.

«Вот и все. Центр имеет прямой выход на губернатора. После этого, вы как участник организации получаете право там торговать. Очень удобно», – резюмировали продавцы «высокого искусства».

И удобно, и доходно. Ведь таким образом 45 мест, выделенные на льготных условиях под поддержку «художников и мастеров России», превращаются в более чем тридцать миллионов рублей прибыли с продажи «бизнеса» и два миллиона ежемесячных платежей аренды. Правда, в чей фонд поддержки отправятся эти деньги, корреспонденты, понятно, могут только догадываться.

Зато в КИО, куда «Новости малого бизнеса» обратились за комментарием, оптимизм посредников не разделили. Во-первых, как сообщила нам пресс-секретарь Комитета Оксана Шульга, территория, предоставляемая под «Вернисаж», должна использоваться под «реализацию деятельности в сфере культуры, искусств» и не связана с осуществлением предпринимательства. То есть «моноподов с Апрашки» там теоретически быть не может.

Во-вторых, по словам собеседницы издания, от ЦПИ СПб в КИО действительно поступило обращение по вопросу аренды участков на набережной канала Грибоедова, напротив дома 6/2 (Литера А) и напротив дома 14 (литера А). Цитируем: «во исполнение поручения губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко от 24.06.2015, и в связи с обращением Организации, в целях реализации проекта в сфере культуры и искусства для размещения культурно-выставочного комплекса «Вернисаж», без осуществления предпринимательской деятельности, Комитетом были направлены запросы в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга».

Запросы получили отрицательные заключения от администрации Центрального района и КГИОПа. В связи с чем 12 января ЦПИ СПб получил от КИО уведомление об отказе в предварительном согласовании предоставления участков в аренду. Тех самых, за которые предпринимателям до сих пор предлагают выложить 700 тысяч рублей.

Но отказ не разочаровал ни ЦПИ СПб, ни посредников «самого высокодоходного бизнеса»: в «Альтера Инвест» нам все так же предложили участвовать в деле. И даже пообещали организовать встречу с его собственником. Так, по сути, частная торговая зона обосновалась на участке набережной, за реконструкцию которой город недавно заплатил строителям 313 миллионов рублей...

У КОГО ПУТИН,ТОТ СИЛЬНЕЕ?
В свое время художник Алексей Сергиенко прославился серией портретов Владимира Путина, которого изобразил в лучших традициях советского и северокорейского соцреализма. На его картинах глава государства любит животных и собирает цветы. В 2012 году в Петербурге даже открылась выставка тематических работ Сергиенко, получившая название «Добрейшей души человек». Понятно, что речь шла о Президенте России. Одна из картин с выставки хранится в личной коллекции главы государства. Другая, по слухам, – у хозяина Чечни, Рамзана Кадырова.

Сегодня люди, завлекающие в центр торговцев сувенирами, бахвалятся тем, будто им покровительствует высокопоставленный чиновник Смольного. И это похоже на правду. Иначе как бы они зашли в самую престижную часть Северной столицы – так называемый Золотой треугольник? Сможет ли Алексей Сергиенко превратить в филиал Апрашки набережную канала Грибоедова именем Совета Федерации и высших должностных лиц страны? Ведь сегодня с торговых стеллажей «художников России» на корпус Бенуа уже грозно взирают футболки с мужественным Президентом страны и подписью «Сила в Путине. У кого Путин, тот и сильнее».

Яна ПЛОТНИКОВА