«Магнит» вскрыл «дырку в законе»: запрещенные товары можно не только продавать, но и незаконно ввозить

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти рассмотрел жалобу торговой сети «Магнит».
Скандально известный благодаря истории с погибшей блокадницей ретейлер оспаривал возможность продавать товары, запрещенные санкциями. Судья Елена Синицына встала на сторону продавца, постановив, что в тексте указа президента России «О санкциях» говорится лишь о запрете ввозить в страну зарубежные продукты, обозначенные в документе об эмбарго, а вот о том, что их запрещено продавать, не было и слова. Решение, которое лежало на поверхности, пришлось доказывать в суде — ведь введенные год назад санкции не помешали ретейлерам распродавать те товары, которые были ранее закуплены. А, например, сыры продаются до сих пор, так как имеют очень большой срок хранения. И что же? Запретить это? Получится, что огромное количество продукции просто уйдет на помойку, минуя прилавки.
Юридический казус, имеющий место в президентском указе, может повлечь за собой большие последствия — от доработки закона до развязывания рук ретейлерам: не важно откуда поступил запрещенный товар, продавать можно все равно, собственно чего и добился «Магнит» в суде. Сейчас это особенно актуально, ведь продуктовое эмбарго продлили на целый год, отмечает в интервью BFM.ru генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков.
«Ситуация может сложиться абсолютно драматическая, потому что ответственность ритейлера может быть переложена на поставщика при контракте, в котором можно написать, что поставщик обеспечивает гарантии соблюдения правильности декларирования продукции, растаможивания продукции и так далее. Формально ритейлер снимет с себя какую-либо ответственность за реализацию продукции, которая ввезена не по правилам в РФ, фактически контрабандно, поэтому ответственность будет отсутствовать за реализацию такого вида продукции», – заявил Федяков.
По мнению эксперта, конечно поставщик, который считает себя добросовестным, не будет пользоваться законной лазейкой, а вот, в противном случае — на прилавках могут появиться незаконные товары, в том числе и с сомнительным происхождением.
« Естественно, добросовестный поставщик не будет пользоваться такими не совсем прозрачными способами поставки товара, а недобросовестный может прибегнуть к такой дырке в законе, которую сейчас «Магнит» в какой-то степени вскрыл. Здесь все-таки еще нужно учитывать, что первый комплекс мер, так называемые антисанкции, вводился на срочный промежуток времени, и многие поставщики-оптимисты рассчитывали на то, что все вернется на круги своя хотя бы через год. Сейчас мы понимаем, что хоть и антисанкции продлены на год, но уже абсолютно в открытую заявляется о том, что действия вот этих мер, скорее всего, будет долгосрочным, то есть в течение нескольких лет. Поэтому сейчас уже всерьез стоит задуматься поставщикам о глобальном перестроении каналов поставок», – заключил специалист.
Юристы тоже сходятся во мнении, что правительственное постановление ни коим образом не связано с разрешением или запретом на оборот товаров, попавших под санкции.
«Получается, что товар, попав на территорию магазина, может быть реализован, и никаких нарушений в этом нет, магазин никакой ответственности нести не будет. В то же время история происхождения этого товара на территории РФ может быть весьма запутанной. И мы знаем, что сейчас очень многие страны начинают заниматься реэкспортом, закупая товары у европейских стран», – считает председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.
По его словам, магазин, который реализует подобные товары, тоже ничего не нарушает.
«Выходит, что санкции, введенные правительством Российской Федерации, работают не в полном объеме. То есть они работают против легальных поставщиков товаров, а против нелегальных они не работают. Это будет каким-то образом откорректировано в ближайшее время в нашем законодательстве, и какое-то отдельное постановление правительства, возможно, на эту тему появится, потому что иначе оказывается, что некая дыра в законодательстве образована, и нет четкого понимания, что делать проверяющим органам, когда они обнаруживают на полках магазинов товары из запрещенной группы», – заключает эксперт.
Как сообщал ранее «МК», такая правовая коллизия давно беспокоит представителей власти. Не так давно член Общественной палаты Павел Сычёв выступил с инициативой о внесении изменений в законодательство, запрещающих не только ввоз, но и продажу товаров из стран, попавших в российский контрсанкционный список.

«Город812», 07.07.2015.