Человек в «штатском» и «растворившийся» вагон

В первом случае предприниматели опасаются, что за два месяца, проведенных в дагестанском следственном изоляторе, Петров сознается даже в тех деяниях, которые он никогда не совершал. Во втором задумываются – не кроется ли главная причина того, что все требования таможенных органов признаны Арбитражным судом несостоятельными, а уголовное преследование госпожи Захаровой продолжается до сих пор, в необходимости возместить ей гигантские издержки? Этими и другими вопросами задались эксперты ЦОП бизнес против коррупции» на недавнем заседании Центра.
Напомним, что глава «Маяка» обратился в ЦОП с заявлением о попытках рейдерского захвата предприятия. «Новости малого бизнеса» уже рассказывали его предысторию. Сергея Петрова несколько лет обвиняют в мошенническом завладении акциями швейного предприятия. Дело в том, что в 2003 году он купил ценные бумаги председателя совета директоров ЗАО «Маяк» Тахира Казаватова, который за три года до этого был убит в Дагестане. Чистоту сделки подтвердил Арбитражный суд в 2013 году. Тем не менее, в отношении предпринимателя возбудили уголовное дело – заявителем стал брат убитого – Рашид Казаватов. Примечательно, что убийство главы совета директоров было раскрыто частично. Три фигуранта дела – юрист Станислав Дмитренко (ранее – помощник депутата петербургского ЗакСа Ольги Литвиненко), бывший начальник общежития Горного института Степан Загоруйко и житель Махачкалы Шамиль Алибеков были осуждены, однако заказчика убийства тогда найти не удалось. Судя по всему, именно к этому статусу готовят Петрова – он был задержан дагестанскими следователями в середине января и ближайшим рейсом доставлен в Махачкалу. Теперь «вдогонку» к мошенничеству Петров стал фигурантов еще двух статей – 105 (убийство) и 163 (вымогательство). Нельзя не признать, что уголовное дело содержит немало странностей. Так, например, все уголовные дела были возбуждены с подачи одного человека – Рашида Казаватова, которому в июне 2013 года было отказано в удовлетворении исковых требований к Петрову.
Как рассказал «Новостям малого бизнеса» адвокат главы «Маяка» Михаил Федотов, по дороге в Дагестан неизвестный человек «в штатском» угрожал его подзащитному физически и психологически и намекал на необходимость быть «лояльным» следствию.
Между тем, коллеги петербургского бизнесмена в открытую опасаются, что все уголовные дела могут носить сфабрикованный характер. Так, глава Ассоциации промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Сергей Федоров уверен: Сергей Петров не представляет никакой опасности, и тем удивительнее, что одного из уважаемых людей города таким образом вывезли в Дагестан.
«Сергей Петрова обвиняют в том, что он неправильно купил акции. Но неверно купленные акции можно, как мы знаем, перепродать несколько раз за три дня, – пояснил Федоров свою позицию. – Сергей Петров – уважаемый человек, член Общественного совета Санкт-Петербурга. И только потому, что кто-то решил показать на него, сюда пребывает следственная группа и его везут в Дагестан? Завтра я скажу, что «кто-то» нехороший человек и его увезут в Махачкалу. Так он там, может быть, за два месяца во всем сознается? Омбудсмен Титов говорил, что с Кавказа ему не поступило ни одной жалобы. Видимо, там некому жаловаться и не на что. Все эти уголовные статьи, впрочем, не удивительны. Когда рейдеры планируют захват таких ресурсов, может появиться и «изнасилование», и «наркотики» вдогонку…»
Возглавляемая господином Федоровым Ассоциация обратилась в Следственный комитет России с просьбой изменить петербургскому бизнесмену меру пресечения.
В ближайшие две недели обращение на имя Александра Бастрыкина намерены подать и члены ЦОП «Бизнес против коррупции». Участники антикоррупционного Центра будут ходатайствовать о передаче дела в центральный аппарат СК РФ, дабы расследование проходило более объективно. Как рассказал «Новостям малого бизнеса» адвокат Александр Леонтьев, подготовка к обращению займет примерно две недели – пока юристам необходимо обновить правовое заключение, получить письменные дополнения от заявителя и составить «сопроводительную». С учетом того, что срок рассмотрения подобных обращений составляет пятнадцать дней, решение Александра Бастрыкина придется как раз на истечение срока содержания Петрова в СИЗО. Именно тогда станет ясно, поменяет ли глава «Маяка» махачкалинский изолятор на «Матросскую тишину» или нет.
В не менее двусмысленной ситуации оказалась Ольга Захарова, генеральный директор ООО «АНРИ Центр». Семь лет назад таможенные органы возбудили несколько уголовных дел по факту покушения компанией на контрабанду сырой нефти. Часть дел была в дальнейшем прекращена, часть – передана в Следственную службу УФСБ РФ по СПб и ЛО, и объединены в одно уголовное дело. Сегодня госпожу Захарову преследуют только по двум статьям – 188 (Контрабанда) и 194 (Уклонение от уплаты таможенных платежей). За годы мытарств предприниматель доказала, что вменяемые ей обвинения несостоятельны: перемещаемый через границу товар представляет собой всего лишь смесь двух нефтепродуктов (стабильного газового конденсата и мазута). Примечательно, что на сторону предпринимателей встал и Арбитражный суд (за семь лет бизнесмены, с их слов, выиграли 28 судов), а также прокуратура – надзорный орган удовлетворил жалобу госпожи Захаровой, однако не выставил требование следователю об устранении допущенных ошибок.
Дальнейшие попытки подследственной потребовать от органов прокуратуры выставить требование не увенчались успехом. Таким образом, уголовное дело в связи с декриминализацией статьи до сих пор не прекращено. Все мыслимые сроки давности привлечения к уголовной ответственности истекли, однако следователи не торопятся закрывать дело. Впрочем, правоохранительные органы можно понять: по словам адвоката обвиняемой, размер процессуальных издержек по делу сегодня огромен: простой только одной цистерны обходится РЖД в три тысячи рублей в день. То есть в 474000 рублей в сутки. Семь же вагонов с нефтью вообще «растворились» в неизвестном направлении.

Алла СЕРОВА, «Новости малого бизнеса», фото с официального сайта предприятия