Голландские тюльпаны не пустят в Петербург?

Скорее всего, ни советник-посланник посольства РФ Дмитрий Бородин, ни голландские полицейские, из-за которых избитый дипломат провёл ночь с 7 на 8 октября в участке, не предполагали, что вся эта история получит такой резонанс. Официальная версия настаивает, что сотрудники правоохранительных органов буквально ворвались в дом Бородина в Гааге. Якобы к ним поступил звонок от испуганных соседей советника-посланника – мирные бюргеры встревожились плохим обращением иностранца с его детьми.

После освобождения второго лица российского посольства последовало негодование отечественного МИДа и заявление Россельхознадзора. Последний намекнул, что в стране может быть введён временный запрет на импорт как растительной, так и животноводческой продукции, поступающей из Нидерландов. Буквально тут же глава голландского дипломатического ведомства вынужден был лично принести извинения российской стороне «за арест и содержание под стражей дипломата, поскольку это не соответствовало положениям Венской конвенции».
Учитывая, что Россельхознадзор вполне способен применить жёсткие санкции, у петербуржцев осталось не так много времени, чтобы попрощаться с голландским сыром и тюльпанами. Но если отсутствие сыров, поставляемых Королевством, кардинально не ударит по продавцам и потребителям, то цветочный «бойкот» имеет все шансы слегка взбудоражить российский рынок.

«По разным товарным позициям у нас доля голландских цветов составляет около 70-80%», – отмечает директор по исследованиям Discovery Research Group Александр Болтавин. По мнению эксперта, закрытие границы для знаменитых tulpen и прочих представителей голландских цветковых растений приведёт к росту цен и снижению качества, поскольку Нидерланды сейчас фактически занимают позицию цветочного монополиста.

В действительности, подобная ситуация уже происходила в России дважды: в 2004 и 2007 годах. В обоих случаях Россельхознадзор находил в горшечных цветах трипс – из-за этого жучка-вредителя в 2004 году было принято решение заодно запретить ввоз и срезанных цветов из Нидерландов. По словам Дарьи Смирновой, начальника аналитической группы агентства Credinform, тогда рынок отреагировал на это повышением розничной цены на 10%. Хотя нидерландские производители быстро подсуетились и стали ввозить свою продукцию через другие страны.

Сегодня дела обстоят по-другому. Президент Ассоциации флористов Санкт-Петербурга Алла Николаева уверена, что Северная Венеция ни на один день не останется без цветов. «На низком старте стоят Турция с Израилем, так что они тут же заполнят образовавшуюся нишу», – полагает специалист. По её мнению, стоимость товара при этом нисколько не изменится, и конечный потребитель не пострадает. Вынужденный уход Нидерландов станет возможностью не только для вышеназванных стран, но и, например, для Эквадора, Колумбии, Кении, а также для отечественных производителей, владеющих меньшими по сравнению с голландцами рыночными долями.
Петербургский цветочный рынок достаточно гибок и торговля цветами здесь представляет собой благоприятную сферу для малого бизнеса. По оценкам владельца магазина «Незабудка» Анатолия Терехина, около 60% его коллег существуют в подобной форме. В свою очередь, Дарья Смирнова полагает, что доля «малышей» здесь достигает 70%, тогда как средние по размеру фирмы пытаются конкурировать с ними за счёт высокого сервиса и качественного товара. Крупный же бизнес занимается преимущественно оптовыми поставками, снабжая, соответственно, «малышей» и практически не участвуя в розничных продажах.

Сами бизнесмены расходятся в своих прогнозах. По мнению владельца магазина Sale Flowers Рамазана Аликова, от запрета больше всего пострадает сама Голландия, так как экспорт цветов существенно обогащает её казну. В то же самое время, предприниматель затрудняется сказать что-либо по поводу возможного изменения цен. Но в будущее смотрит с оптимизмом, полагая, что ничего серьёзного с рынком не произойдёт.

«Импорт голландской продукции как был, так и будет» – считает бизнесмен Никита Иванов. По словам коммерсанта, никто не мешает ввозить «запретные» цветы через ту же Польшу или Литву, просто меняя маркировку. Единственное, что при таком развитии событий возрастут таможенные расходы, которые закладываются в стоимость каждого цветка и сейчас составляют порядка 50% от неё. Более того, по данным агентства Credinform, по итогам 2012 года среди стран-импортёров цветочной продукции лидируют как раз таки Латвия, Словакия и Литва, а на Нидерланды официально приходится 6,1% общих поставок.

А вот Анатолий Терехин отмечает, что при реализации негативного сценария цена может вырасти в 1,5, а то и в 2 раза. Однако бизнесмен согласен с тем, что «отряд не заметит потери бойца» – претендентов на место Голландии достаточно. Конкуренцию подстёгивают темпы роста российского рынка: только за последний год он прибавил 30%, достигнув 145,6 млрд. рублей. И пока у россиян есть свободные деньги, цветы будут поступать в страну всё в большем и большем количестве.

Александр СУБЦЕЛЬНЫЙ, «Новости малого бизнеса»