Треть «малышей» Петербурга лишатся торговых точек

Предприниматели утверждают, что заявки на включение в схемы размещения МРТ отклоняли по формальным признакам даже в случаях положительных согласований тех самых комитетов, заседающих в МВК. Некоторые подробности необъяснимо поспешной спецоперации стали известны журналистам.
Постановление №1045, подписанное губернатором Георгием Полтавченко в сентябре прошлого года, предъявляет требования практически несовместимые с жизнью малого бизнеса в любом мегаполисе. Например, требует исключить из схемы размещения объекты МРТ, расположенные ближе чем на 50 метров к органам государственной власти, образовательным учреждениям, медицинским организациям, объектам спорта, в охранных зонах электрических и тепловых сетей, под железнодорожными путепроводами, эстакадами, мостами, в арках зданий, а также на территории садов, парков, скверов, скверов-объектов культурного наследия. Правда, правила предусматривают и исключения. Например, дозволительно торговать в тех же парках предпринимателям, которые реализуют цветы, экскурсионные билеты, газетно-журнальную продукцию, а также «молочную продукцию, кондитерские и хлебобулочные изделия в упаковке изготовителя». Однако, как показывает практика, на подобные «мелочи» не очень-то обращают внимание.
Называть документ «сырым» и «требующим существенных доработок» не стеснялись даже его авторы. В течение года над проектом изменений в Постановление, казалось, трудился весь деловой и чиновный люд. Но и сейчас доподлинно прогнозировать, когда же будут изменены «драконовские параметры» документа, по-прежнему не берется ни один из профильных комитетов Смольного. Поскольку убрать самые абсурдные его положения, несмотря на обещания, так и не удалось. В июле представители бизнес-сообщества в очередной раз попытались донести до профильного комитета и губернатора тезис о резком недовольстве подобных «инновацией».
Месяц назад председатель совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Александр Доронин обратил внимание председателя КРПиПР Эльгиза Качаева на то, что документ планировалось серьёзно корректировать, а вместо этого судьбу предпринимателей, мягко говоря, не совсем объективно решают в МВК. Своё мнение по поводу происходящего намеревались высказать и участники недавно образованной организации «Деловой город» — предприниматели хотели выйти к Смольному, чтобы показать свое несогласие с практикой реализации положений Постановления №1045. Проводить пикет близ городской администрации «Деловому городу» запретили — в представлении чиновников из Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, непосредственно рядом с администрацией города находятся здания двух судов — Тринадцатого арбитражного апелляционного и Уставного. Преданности вопросам безопасности у главы смольнинского Комитета можно только поучиться — географически оба объекта расположены на Суворовском проспекте, то есть в нескольких сотнях метров от предполагаемого места проведения массового мероприятия. Благодаря бдительности чиновников, пикеты на площади Пролетарской Диктатуры не состоялись, недовольных бизнесменов отправили к вечному огню на Марсово поле. А письмо Доронина председатель же КРПиПР Эльгиз Качаев, вероятно, не отправлял никуда. Всем ведь и так хорошо известно, что вопросы об исключении торговых точек из схем размещения объектов МРТ решаются кулуарно, без привлечения самих представителей бизнес-сообщества. И, как нам кажется, не совсем законно.
Как поведали корреспонденту в КГИОП, многие мелкорозничные точки не попали в новую схему размещения в связи с отсутствием изменений в Постановлении. По логике, если документ всё-таки будет дополнен вразумительными нормами, МВК придется собираться ещё раз и рассматривать уже новые заявления от предпринимателей. А о том, что решения принимались небеспристрастно, не скрывают и сами участники МВК. Например, в тот же КГИОП поступило 7200 заявок от бизнесменов, на выдачу ответов отводилась всего одна неделя. Понятно, что при таких условиях разбираться с каждым предпринимателем индивидуально оказалось невозможно, в итоге больше половины земельных участков, ранее включенных в адресную программу, были изъяты по формальным признакам, а иногда и с нарушением закона. Так, в «чёрный список» попали точки, не только подпадающие под действие Постановления 1045, но, по словам Александра Доронина, находящиеся «в зонах любых других подземных коммуникаций». Таких ограничений не предусматривает даже сам спорный документ.
Любопытно, что 19 июля на заседании рабочей группы в КРПиПР в схемы размещения не были включены 24 объекта, владельцы которых имели договора с КУГИ и получили положительные отзывы от нескольких профильных комитетов — КБ, КГА, КГИОП и КЭИО. Как ни странно, но против включения данных МРТ в схему размещения проголосовали представители этих же Комитетов, что, по мнению предпринимателей, выглядит как намеренная ликвидация малого бизнеса в целом. Например, представители Комитета по благоустройству, ссылаясь на возможную порчу зеленых насаждений в парках отказали организации, занимающейся продажей выпечки и мороженого в одном из центральных парков Петербурга. Тот факт, что мобильное оборудование размещается на территории пешеходных дорожек, кроме того, его владельцы заключили договора на уборку и вывоз мусора с районным УСПХ, не охолодили возникшую неприязнь к конкретным хозяевам торговой точки.
По формальным основаниям было отказано в размещении одной из организаций, продающей блины — её павильон оказался в зоне тепловых сетей. Аргумент, что от КЭиО были получены положительные заключения при продлении срока аренды на земельные участки под размещения блинных киосков и тележек по реализации мороженого и выпечных изделий, не подействовал убедительно на КГА.
Под пресс формализма попал и генеральный директор компании «Монолит» Ашот Эфендиев — одна из его торговых точек была приговорена к ликвидации по причине близости к забору детского сада — оказалось, что она находится на расстоянии 38 метровот ограды. С вопросом — откуда считать метры — от забора или от самого здания и что делать, если у здания нет забора, чиновники обещали определиться ещё в феврале. Однако, как и ожидалось, альтернативу оставили для решения на местах. Поэтому не исключено, что в скором будущем судьба различных торговых точек при одинаковом расстоянии от учреждений будет решаться по-разному.
Обеспокоенных бизнесменов в очередной раз попытались успокоить. Ведь из Постановления № 1045 вовсе не следует, что невнесение в схемы размещения влечёт за собой расторжение договора аренды с конкретным предпринимателем. Хотя, как уточняют источники издания в КГИОП, здесь все остается на усмотрение администрации районов. Кто-то из местных чиновников уже открыто заявляет, что со всеми невключенными в списки они будут разрывать договора аренды. И после внесения изменений в Постановление №1045 бывшие арендаторы уже наравне с остальными конкурентами будут претендовать на ранее занимаемое ими место. Впрочем, гарантий, что кто-то не займет это место раньше, никто не дает.
Как отмечают сами представители малого бизнеса, сегодня из схем размещения исключены практически все ключевые объекты, на которых строился малый бизнес. Если «зачистка» продолжится с тем же успехом, по подсчетам предпринимателя Ашота Эфендиева, ежегодные потери от перечисления от арендной платы в бюджет составят более 604 млн рублей.

Елена Смирнова, Vchera.com, 08.08. 2013.