Отфильтрованная амнистия

Благодаря широкомасштабной амнистии позиция государства может подняться на пару пунктов в международных рейтингах, кроме того повысится инвестиционная привлекательность России. Такого мнения придерживается исполнительный директор Союза малых предприятий Санкт-Петербурга Владимир Меньшиков, предполагая, что озвученные намерения будут выполнены с большой долей вероятности.

Бывший бухгалтер компании «Третий Рим» Инна Бажибина, как человек, на собственном опыте познавший всю специфику российских СИЗО, уверена, что амнистия как никогда своевременна, однако говорить о ней преждевременно. Ведь пока что неизвестно, какие статьи и категории лиц попадут под ее действие.
Нашумевший процесс по делу «Третьего Рима» закончился в 2010 году, когда суд приговорил госпожу Бажибину к семи годам лишения свободы на основании якобы имевших место нескольких сотен эпизодов контрабанды товаров из Голландии. Сама бухгалтер, проведя два года под стражей, вышла на свободу – статья, нарушение которой вменялось ей в вину, попала под ту самую кампанию декриминализации, запущенную Дмитрием Медведевым.

Президент Ассоциации защиты прав и интересов бизнеса Иван Микин крайне скептически оценивает вероятность объявления «предпринимательской» амнистии вообще. В его представлении, амнистия будет проведена в каком-то усечённом варианте, но не сейчас, а ближе к концу года». Это значит, что на свободу выйдут «совсем не те люди, которые будут двигать экономику».

У юристов же сам проект амнистии вызывает большие сомнения. Так, по словам ведущего научного сотрудника Института проблем правоприменения Кирилла Титаева, многие предприниматели, которых арестовали в связи с их непосредственной деятельностью, отбывают наказание совершенно по другим статьям. Бывает и наоборот. По мнению эксперта, в данной области царит ужасная путаница, и даже ста тысяч людей, имеющих хоть какое-то отношение к предпринимательству, набрать очень сложно. Дело в том, что «беловоротничковые преступления», как называют эту категорию дел криминологи и социологи, часто переквалифицируются уже на этапе судебного разбирательства: следователь передает их в одном виде, а люди отправляются отбывать срок, будучи осужденными уже по другой статье. Из-за этого невозможно охарактеризовать ситуацию в Петербурге, и от региональной статистики в этом случае нет никакого толку.

Интересно, что подобная путаница крайне выгодна в свете предстоящего «отпущения грехов». Дело в том, что до декабря 2012 года уголовное законодательство не знало термина «предпринимательская деятельность». Так, в свое время ни Михаил Ходорковский, ни Платон Лебедев не были признаны предпринимателями. Не стремится Фемида к подобным признаниям и сегодня. «Несмотря на то, что есть постановление пленума Верховного Суда, где конкретно разъяснено, что именно считать предпринимательской деятельностью, как правило, суд на это не обращает внимания и если нужно человека посадить и у бизнесмена отнять бизнес, то это будет сделано», – говорит Инна Бажибина. Вряд ли дела уже осужденных по бизнес-статьям «не бизнесменов» будут переквалифицироваться судами. Соответственно подавляющее число «предпринимателей», не получивших такой статус, останется сидеть.

Интересно, что скептически к амнистии относятся и некоторые чиновники администрации Петербурга. Правда, уже по другим причинам, полагая, что «отпущение грехов» не улучшит бизнес-климат страны по причине менталитета беловоротничковых преступников.
«Не думаю, что человек, уходивший от налогов, будучи прощен, станет вести себя иначе и трудиться на благо государства, – полагает председатель Комитета финансов Санкт-Петербурга Эдуард Батанов. Если это преступление сокрытие налогов, то амнистия вряд ли сыграет позитивную роль и улучшит бизнес-климат в стране. Вот если бы кто-то мог бы дать гарантию, что все амнистированные преступники станут законопослушными и экономически активными гражданами, тогда это предложение можно было бы назвать благом.

А вот в комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга корреспонденту отказались дать комментарий, сославшись на то, что «данный вопрос не в компетенции Комитета». А жаль…

Справка:
Экспертный совет при Всероссийском обмудсмене подсчитал, что под действие амнистии попадут 110 924 человека, уже наказанных по всей строгости закона. Около 15 тысяч из них находятся за решеткой. Кроме того, предполагается, что будет закрыт целый ряд рассматривающихся сейчас в суде дел. По мнению представителей движения «Бизнес-солидарность», эти цифры сильно занижены. Данные правозащитников говорят о трехстах тысячах бывших предпринимателей, сидящих в тюрьмах и СИЗО.

Объявление амнистии ее инициаторы планируют приурочить к 26 мая, когда официально отмечается День российского предпринимательства. Последний раз амнистия проводилась в 2010 году в связи с 65-летием победы в Великой Отечественной войне и затрагивала ветеранов, узников концлагерей, а также условно осужденных. Что касается послаблений для бизнесменов, то два года тому назад Дмитрий Медведев, находясь на президентском посту, провел либерализацию уголовного законодательства в отношении ряда «экономических» статей, устранив нижние пределы возможного наказания в виде лишения свободы.

Александр СУБЦЕЛЬНЫЙ, «Новости малого бизнеса», иллюстрация с сайта http://www.nr2.ru