Именем Пепси...

На улицах Московского района уже несколько лет идет настоящая война за право торговать мороженым и прохладительными напитками. Гиганту-производителю «Пепси-Коле» нужно любыми путями закрепиться на одной из центральных магистралей города. Борьбу с передвижными тележками, на которых красуются знакомые логотипы, ведут чиновники, полиция, ГБУ «Центр повышения эффективности использования государственного имущества». Чем грозит обернуться это противоборство?

Владеет компанией-нарушителем, которая обосновалась здесь без договоров аренды, предприниматель Михаил Муравьев. Первоначально у ЗАО «Веста» были необходимые согласования. Но, как говорят в районной администрации, компания Муравьева самовольно изменила места размещения точек и увеличила их количество. В продлении договорных отношений «Весте» отказали.

«Мы лишились договоров аренды, – не спорит предприниматель. – Торговать приходится без них». Претензии районных властей выражаются и в том, что на точках ЗАО «Веста» – антисанитария, отсутствие сертификатов на продукцию, контрафакт, продавцы без санитарных книжек.

Бывший начальник УВД по Московскому району Юрий Куксов в июне прошлого года констатировал: «В большинстве случаев ЗАО «Веста» о проведении планируемых проверок было предупреждено заранее, что позволяло ему избегать ответственности». Из слов полицейского полковника получается, что у торговцев неплохие контакты с отдельными представителями правоохранительных органов. Однажды, как говорит сам Михаил Муравьев, он даже сдал в 51-й отдел полиции даже работников ГБУ «Центр повышения эффективности использования государственного имущества».

Компания «Веста» пытается закрепиться на захваченном плацдарме по законам военного времени – передвижные тележки жестко крепятся между собой, что не позволяет вывезти торговое оборудование даже большегрузным транспортом. Муравьев не скрывает: «Да, я заливал бетоном холодильники в летнее время, чтобы их было практически невозможно сдвинуть с места при попытке изъятия. А зимой засыпал песком, сверху поливая водой – конструкция тут же превращалась в глыбу льда. Как-то перекрывал своей машиной дорогу грузовику, в который загрузили наше оборудование: подъехал к нему вплотную, впритык, и вызвал ГАИ, чтобы зафиксировать ДТП. Таким способом почти на день приостановили изъятие».

С недавнего времени все изменилось. Только с марта 2012 года у ЗАО «Веста» было изъято 65 прилавков для уличной торговли. КУГИ официально сообщает, что город не заключал никаких отношений с ЗАО «Веста» по размещению передвижных тележек на Московском проспекте д.188 (прямо у ст. м. «Парк Победы»), д.197 А и д.216 А, а также на ул. Типанова, д.3 А и д.4 А. Глава администрации Московского района Владимир Коровин не собирается терпеть на подведомственной территории предпринимателя, работающего без договоров аренды. Поддерживают такую позицию прокуратура и районное управление (агентство) недвижимого имущества.

Михаил Муравьев причину бесконечных проверок видит не в отсутствии договоров аренды, а в том, что в Московском районе работает ООО «Союз». Как он считает, эта фирма берет в аренду оптом торговые точки, а затем сдает их в субаренду предпринимателям. «Произошла практически полная монополизация рынка реализации мороженого и прохладительных напитков, – убеждает Муравьев, – в результате чего цены на продукцию на их торговых точках завышены в два-три раза по сравнению со среднегородскими».

Сегодня владелец «Весты» упорно судится с теми, кто мешает ему жить. Предприниматель обжалует действия администрации Московского района, районного УМВД и ГБУ «Центр повышения эффективности использования государственного имущества». Пять исков находятся в стадии рассмотрения, скоро появится шестой.

В ходе разговора Муравьев вдруг откровенно высказался, почему конфликт с каждым годом разгорается все сильнее. «Вы думаете, тут война идет за шесть торговых точек? – горячится владелец ЗАО «Веста». – Есть два крупных производителя – «Кока-Кола» и «Пепси-Кола».

Производство «Кола-Колы» расположено в Московском районе, и понятно, что для основного конкурента торговля «на вражеской территории» является делом принципа. Муравьев поясняет: «С «Пепси-Колой» у нас сложились очень хорошие отношения, производитель предоставляет большую скидку, дает свои прилавки. Это наш давний партнер. И мы будем отстаивать его возможность торговать в Московском районе – момент принципиальный».

Так ли это, поинтересовались «Новости малого бизнеса», направив запрос в петербургский филиал «Пепси-Колы». В течение месяца там отказывались комментировать ситуацию. Мы безрезультатно пытались получить ответ, что думает руководство предприятия о скандальной ситуации в Московском районе? Как относится к постоянному изъятию передвижных тележек с логотипом и продукцией «Пепси-Колы»? И вообще, что связывает гиганта-производителя с небольшим ЗАО «Веста», которое ведет предпринимательскую деятельность вопреки действующим правовым нормам?

Связаться с представителями «Пепси-Кола» помог Михаил Муравьев. По его словам, там хорошо осведомлены о стычках на Московском проспекте, в ходе которых приходится постоянно пополнять парк торгового оборудования взамен изъятого. Однако корреспонденту вместо комментария на «Пепси-Коле» тут же выдвинули условие – сначала предоставьте статью на прочтение, а уж потом разберемся, о чем говорить и говорить ли вообще.

Муравьев убежден, что вся адресная программа мелкорозничной торговли контролируется чиновниками через выгодные им структуры. «Мне тоже пытались предложить – плати нам 20 тыс. рублей ежемесячно с каждой передвижной тележки, и будешь торговать спокойно, – говорит он. Но владелец «Весты» от такого предложения отказался.

По словам предпринимателя, на каждой из своих торговых точек он ежемесячно зарабатывает всего 30 тыс. рублей. Муравьев уверен, что развозная и разносная торговля вообще не должна обременяться никакими договорами аренды. Ведь это не магазин, который работает по расписанию: дождь или снег пошел, и остановился бизнес…

Чтобы обосновать свое право торговать прохладительными напитками, владелец ЗАО «Веста» намерен доказать, что чиновники, полиция и ГБУ «Центр повышения эффективности использования государственного имущества» пытались задавить его предпринимательскую деятельность. По-видимому, эту схему поддерживает и «Пепси-Кола», которая предоставляет своему давнему деловому партнеру и продукцию по заниженным ценам, и, как гласит язык полицейского протокола, «средства правонарушения». В результате гигант-производитель продолжает удерживать чужими руками небольшой плацдарм в Московском районе.

Михаил Муравьев оказался между молотом и наковальней. Негласно участвуя в конфликте с районными властями и правоохранительными органами, «Пепси-Кола» вынуждает их относиться к предпринимателю, как к отпетому злодею. Это усугубляется тем, что если Муравьев сумеет одержать в суде победу над ГБУ «Центр повышения эффективности использования государственного имущества», которое занималось изъятием у «Весты» торгового оборудования, то с подобными исками могут обратиться десятки юридических лиц. Тех, кого убирал город за незаконное нахождение на земельных участках.

Если учесть, что только в 2011 году сотрудниками ГБУ «Центр повышения эффективности использования государственного имущества» было освобождено 156 объектов государственной собственности, то Смольному есть чего бояться. Суммы исков могут составить сотни миллионов рублей. Линия фронта пока проходит по «Весте».

Игорь Громов, «Новости малого бизнеса»

МЫСЛИ ВСЛУХ

По информации коммерческого директора ООО «Хладокомбинат №1» Василий Милюков, компания заключает договоры с операторами уличной торговли только при условии, если они имеют необходимые разрешения. Наталья Полушина – представитель ОАО «Петрохолод», которое также производит мороженое, сообщила: отпуск готовой продукции и холодильное оборудование для уличной торговли предоставляется только юридическим лицам, имеющим необходимые согласования от районных властей.

По мнению эксперта «Новостей малого бизнеса», для поддержания работы шести торговых точек по продаже мороженого и прохладительных напитков в условиях, когда за сезон изъято 65 единиц торгового оборудования, потребуется серьезная финансовая подпитка. Если учесть, что часть продукции приходит в негодность, а предприниматель вынужден нести расходы по оплате труда администраторов, продавцов, грузчиков, аренде склада и судебные издержки, необходимые инвестиции за полгода могут составить 3,2 млн. рублей. Доход ЗАО «Веста», если основываться на данных Михаила Муравьева, за сезон не превышает 1,08 млн. рублей.