Транспортные метаморфозы

Управления Федеральной антимонопольной службы по Петербургу вынесет свое решение по жалобе перевозчиков, недовольных условиями летнего транспортного конкурса, 7 декабря.
Первый транспортный конкурс, на котором Смольному удалось разыграть только 30% выставленных маршрутов, прошел в июле этого года. Крупные перевозчики (ООО «Питеравто», ОАО «Третий парк», ЗАО «ПТК), которые последние пять лет обслуживали большую часть городских маршрутов, проигнорировали тендер. Предпринимателей не устроили жесткие требования к обновлению подвижного состава, которые выставил им комитет по транспорту. В итоге 39 лотов (из 138 лотов) достались 14 мелким компаниям. Впоследствии перевозчики подали жалобу в антимонопольную службу. А окончательное решение по этому вопросу региональное управление ФАС вынесет только 7 декабря.
Как рассказал сегодня руководитель УФАС по Петербургу Олег Коломийченко, управление считает, что комитет по транспорту СПб нарушил антимонопольное законодательство. «Основная наша претензия к организаторам тендера в том, что перевозчики, которые уже работали на рынке оказались в худших условиях, чем новые игроки», — пояснил Олег Коломийченко. Не устроило антимонопольную службу и то, что в тендере не разыгрывались маршруты ГУП «Пассажиравтотранс» и сам городской перевозчик не участвовал в конкурсе наравне с частными компаниями. А вот в объединении маршрутов в большие лоты, антимонопольная служба не нашла серьезных нарушений.

Есть проблема — нет проблемы

Если учесть, что договор на обслуживание маршрутов у «Пассажиравтотранса» заканчивается в следующем году, и ГУП уже пообещал выставить маршруты на открытый конкурс, то первая проблема уже решена. Решен также и вопрос дискриминации опытных игроков по отношению к новым компаниям. После долгих споров и обсуждений вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов, курирующий транспортный блок, приказал частично изменить условия тендера и выставить на конкурс оставшиеся маршруты.
По результатам тендера, которые были объявлены 26 ноября, оставшиеся городские маршруты поделили между собой ООО «ПИТЕРАВТО», ЗАО «Такси-2», ООО «Вест-Сервис», ОАО «Третий парк», ООО «Петербургская Транспортная Компания». Все эти перевозчики работали по договору с комитетом по транспорту последние пять лет. Не смотря на то, что официальный протокол по итогам конкурса еще не опубликован, «J» узнал, как распределились силы на рынке после второго конкурса.
Количество маршрутов «ПТК» на рынке, по итогам тендера сократилось на 20% (компания была признана победителем по 5 лотам). Количество маршрутов «Третьего парка» практически не изменилось. Компания выиграла конкурс по всем 16 лотам, на которые она претендовала. Больше всего маршрутов получило «Питеравто», получившее 18 лотов. «Вест-Сервис» получил 3 лота, а «Такси-2» — 1 лот.
Если антимонопольная служба не будет обжаловать объединение маршрутов в лоты на транспортных конкурсах, то второму тендеру ничего не угрожает. К тому же, как подчеркнули в УФАС, жалоб на него пока не поступало. Да и Александр Масюк, председатель Ассоциации независимых перевозчиков, который инициировал обжалование итогов первого тендера, сегодня не смог сказать, будет ли обжаловать итоги второго.

Новое или хорошо забытое старое

Ощутить на себе произошедшие перемены горожане смогут 1 января 2011 года, когда на привычные для них маршруты выйдут новые перевозчики. Как рассказал один из участников рынка на условиях анонимности, мелким компаниям вряд ли удастся 1 января выйти на свои маршруты.
«Возможно два варианта развития событий. В первом случае, через суд удастся отменить итоги первого транспортного конкурса. Во втором случае, мелкие компании просто не смогут вывести на маршруты необходимое количество новых автобусов, которых у них просто нет», — считает собеседник «J». В обоих случаях 30% разыгранных на тендере маршрутов 1 января останутся без перевозчиков.
С другой стороны, компании, работающие сейчас по договору со Смольным, не раз заявляли о своей социально ответственности и желанию при необходимости выйти на оставшиеся без перевозчиков маршруты. Если учесть, что на проведение нового конкурса городу потребуется время, то такое предложение станет выходом из ситуации. Тогда попросту произойдет передел рынка между действующими перевозчиками, а мелких игроков просто вытеснят с рынка.
Мария Яцко
Daily Journal, 30.11.2010