Перешли губернатору дорогу

К слову, в то время Валентины Матвиенко, по идее, уже не было дома. Как заверяют в Смольном, губернатор рано утром посетила больницу имени Кащенко под Гатчиной, – поездка была заранее запланирована, пусть на этот объект и не приглашали журналистов – в отличие от обсерватории, куда к 12 часам съехались представители городских СМИ.

«Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро. Ходите в гости по утрам – на то оно и утро» (из песенки Виннипуха, советский мультфильм 1969 г.)

Из рассказа активистки группы «ильюшенцев» Ольги Барановой следует, что 50 человек накануне поздно вечером решили наведаться поутру к Матвиенко (непременно домой), которая по их расчетам именно в это время должна была наносить последние штрихи макияжа перед выходом на работу.

В 8.00 добиравшиеся до места самостоятельно (следуя заветам ленинской конспирации), собрались у дачи градоначальницы в Комарово. Дальнейшие события, по их свидетельствам, разворачивались так: сначала они (не очень удачно) пообщались с охраной губернатора, затем поговорили с неким капитаном Дмитрием Ивановичем, вызвавшим подкрепление. Неясно, то ли воображение у Барановой слишком богатое, то ли зрение подвело, но подкрепление женщина описывает в лучших традициях голливудского боевика: четверо автоматчиков в черных облачениях, взявшиеся из ниоткуда и разбежавшиеся по углам, привели оружие в боеготовность.

«А у входа в резиденцию Матвиенко нас поджидал страж порядка с пистолетом в руках и ногами по ширине плеч, он был готов в любую минуту выстрелить», – рассказывает активистка.

Всего у ворот женщина насчитала 15 милицейских легковушек. Для полного счастья не хватало вертолета, его визитерам компенсировало количество сотрудников, прибывших на место. Неизвестно, какие оценки в школе по математике получали собравшиеся, но они насчитали аж 300 сотрудников. Такую цифру, по крайней мере, называет председатель Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Сергей Веснов. На видео, выложенном в интернете, видно, что эти данные явно завышены.

Если верить Барановой, задержание активистов проходило также в соответствии с голливудскими традициями: вязали собравшихся люди в черных масках, «ильюшенцев» загружали в автобус ОМОНовцы под дулами автоматов и пистолетов. «Автоматы были только у четверых, у остальных только дубинки и щиты», – тут же поправляется она.

Отметим: никакого ОМОНа в окрестностях резиденции губернатора утром 12 октября не было – это можно понять, просмотрев видео.

На вопрос, зачем же они пришли к даче Валентины Матвиенко, активисты отвечают весьма туманно – хотели попросить личной встречи, ведь надежда умирает последней. «Мы рассчитывали, что она поедет на работу, выйдет из дома, увидит нас и скажет что-то ободряющее, в духе «вы меня избрали, я вам обязана и все будет улажено», однако вместо этого нас грубо затолкали в автобус», – поясняет Ольга Баранова. Трудно представить, что полсотни человек организованно шли утром к дому главы исполнительной власти Петербурга, искренне рассчитывая на радушный прием.

Напомним, по первоначальной версии, незваные гости губернатора принесли с собой письма, которые якобы хотели передать градоначальнице. Однако позже выяснилось, что ни о каких петициях речи не шло.

Не сжалились над «виннипухами» милиционеры и в 56 отделении, на огороженную колючей проволокой территорию которого их завезли на автобусе. Автобус якобы был оцеплен вооруженным ОМОНом. ОМОНовцы, как выяснилось, тоже ребята суровые, и в течение часа никуда не выпускали губернаторских визитеров.

«В туалет можно было пойти только в сопровождении двух милиционеров, при этом дверь кабинки в момент нахождения там человека нужно было держать открытой», – возмущается условиями Баранова, которой, как выяснила «Фонтанка», до сих пор не известно, в чем именно ее обвиняют, ведь копию протокола она забрать попросту забыла!

«Я только написала там, что с изложенным не согласна», – ничуть не смущаясь, добавила она.

«А поцеловать?..»

Больше визитеры в гости к губернатору обещают не ходить. Тем более, что подобные походы чреваты последствиями, ведь Матвиенко относится к госслужащим федерального уровня и соответственно, за ее безопасность отвечает Федеральная служба охраны, которой закон разрешает предпринимать практически любые меры при осуществлении своей деятельности.

Что же касается утреннего инцидента на даче главы Петербурга, то действия сотрудников ФСО регламентируются 5 пунктом 15 статьи ФЗ «О государственной охране». «Федеральные органы госохраны в целях осуществления государственной охраны имеют право: задерживать и доставлять в органы внутренних дел ... лиц, совершивших или совершающих правонарушения в местах постоянного или временного пребывания объектов ... или направленные на воспрепятствование законным требованиям сотрудников ..., а также связанные с проникновением или попыткой проникновения на охраняемые объекты».

При этом, если внимательно почитать закон, граждане, жаждавшие «личной встречи», еще легко отделались. Попытка проникнуть на место постоянного пребывания объекта, охраняемого ФСО, могла закончиться более плачевно. Им вполне могли бы «надавать по почкам» (в соответствии со ст. 25 закона), сковать наручниками (ст. 26 ФЗ) и даже пристрелить (ст. 27 ФЗ «О госохране»), если бы «бесстрашия» граждан хватило для атаки амбразур. А 24 статья нормативного акта освобождает сотрудников ФСО от ответственности «за моральный, материальный и физический вред, причиненный ими в связи с применением … физической силы, специальных средств или оружия».

Добавим также, что эта же группа уже «прославилась» другой громкой акцией. 24 сентября прошлого года около 70 человек вышли на дорогу и закрыли проезд губернаторскому кортежу. Участники акции не дали кортежу градоначальницы двигаться в сторону Петербурга по традиционному маршруту с дачи в Смольный. Машины были вынуждены развернуться, чтобы воспользоваться другой трассой, проходящей через Сестрорецк.

Справка:

Дом 15 по улице Ильюшина, принадлежавший «Главленинградстрою», был приватизирован в середине 90-х. Полсотни квартир – без ведома жильцов – были зарегистрированы как собственность коммерческой компании. Некоторые – перепроданы. Первые требования о выселении прозвучали около пяти лет назад. Теперь новые хозяева выселяют жильцов без предоставления компенсаций. Многочисленные обращения во все инстанции не привели ни к каким результатам.

Александра Гармажапова, Юлия Никитина, «Фонтанка.ру», 12.10.2010