Дмитрий Мильштейн

А после карантина мы все столкнемся…

Очень важно, будет ли спрос на тот бизнес, которым вы непосредственно занимаетесь?

Как я люблю кризис – это нечто!
Я более двадцати лет в активном коммерческом бизнесе, и вечно – либо кризис, либо выход из него. Что нового на этот раз? Впервые вижу отрицательную стоимость нефти: фактор, который заставляет задуматься. И важна длина нынешней ямы – будет ли продолжаться экономический спад в течение пары месяцев или двух лет.
Это концептуальная вещь, которая позволит многим компаниям выжить или не умереть.

Еще есть два важных фактора. Первый – малый и средний бизнес. Надо отдавать отчет, что сегодня происходит с нашей экономикой из-за коронавируса. Прежде всего, наносится удар по таким предпринимателям, которым приходится сейчас сидеть дома и ждать, что произойдет дальше, и когда это произойдет.

Судя по трендам, как развивалась ситуация в странах, столкнувшихся пандемией раньше нас, сидеть придется от месяца и выше. А после того, как окончится коронавирус, и мы все выйдем на улицу, окажется, что там все поменялось.

Второй момент – если посмотреть на истории всех кризисов, то когда что-либо происходило с курсом доллара и стоимостью нефти, люди бежали в магазин и скупали все – от квартир до мобильных телефонов, а сегодня такого ажиотажа нет. Это значит, что у людей и денег-то особенно нет. И нынешний кризис может очень негативно повлиять на семейные хозяйства.

Поэтому в недалеком будущем, мне кажется, сформируется другой принцип покупательского спроса, люди станут покупать по-другому и иначе отнесутся к своим поездкам по миру. Появится больший фокус на здоровье или экологию, которая является следующим болезненным и слабым звеном у человечества.

Что нужно сделать в данной ситуации? В первую очередь, необходимо разобраться с кредитами своей компании, если таковые есть. Посмотреть на свой кредитный портфель. Не сомневайтесь, рано или поздно к вам придут банкиры со словами: лимиты срежем, подумайте, когда и сколько будет возвращать денег, какие процентные ставки согласимся оставить.
Немаловажно, что еще спросят, что вы в сегодняшней ситуации еще можете дозаложить, чтобы кредит существовал в том виде, в котором он есть.

Банки вряд ли будут выдавать новые кредиты, если государство не даст кредитным организациям деньги или не объявит какие-то программы. Не питайте лишних надежд – мораторий мораторием, но это замкнутый круг. Если сегодня вы получили каникулы на аренду, то есть арендодатели, которые имеют точно такие же проблемы. Им тоже нужно платить зарплаты и кредиты. И если арендодателя никто не поддержит, то ему придется требовать деньги у вас.

Нужно посмотреть на расходы, которые вы можете не делать, и исключить их. История предыдущих кризисов поначалу будет повторяться и на этот раз. Все компании и все банки будут совершать те же действия, что они делают с периодичностью пять лет – что нужно срезать, что убрать, а что добавить.

Очень важно, будет ли спрос на тот бизнес, которым вы непосредственно занимаетесь? Или этого сегмента рынка вообще не станет? Не забывайте, мы впервые столкнулись с тем, что все делаем из дома. Не надо больше ходить на работу, ездить на машинах, весь маршрут путешествия ограничен пределами квартиры или дома.

Это новая парадигма того, как можно вести бизнес. А после окончания карантина мы все столкнемся с тем, что приобрели некий новый опыт, который захотим применить.

Дмитрий МИЛЬШТЕЙН, старший вице-президент инвестиционной компании «Марафон Групп», советник генерального директора торговой сети «Магнит», выступление в рамках онлайн-заседания Академии АНД