Разукрасить город

В Петербурге подвели итоги конкурса эскизных работ для оформления двора гостиницы Park Inn by Radisson Pulkovskaya

Свое творчество в стиле стрит-арт продемонстрировали студенты Художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. Победа досталась второкурсницам кафедры монументально-декоративной живописи Дарье Морозовой и Александре Лукониной.

Будущий шедевр изобразили будущий шедевр на маленьком островке гостиничного двора. В полном формате картина украсит площадь 2000 кв. м к маю текущего года. А завершилось мероприятие обсуждением, нужен ли стрит-арт современному мегаполису.

Прогресс и сломанные копья

Как отметила ведущая, генеральный директор компании «New Couture Events» Надежда Кожевникова, стрит-арт бывает стихийный и хорошо организованный. По ее мнению, тема эта сегодня весьма актуальна, потому что заставляет людей ломать копья и на кухнях, и в профессиональных сообществах, и в СМИ.

Нужен ли стрит-арт мегаполису? На этот вопрос Кожевникова отвечает: «Современный город должен гибко реагировать на все прогрессивные явления, уметь применяться к ним и выстраивать коммуникации».

Кластерный генеральный менеджер Park Inn by Radisson Pulkovskaya и Park Inn by Radisson Pulkovo Airport Родерик Смит, похоже, с ней согласен. Отельер поясняет свое участие в этом проекте: «Как гостиница, мы вносим свою лепту в туристическую привлекательность города. Нашему отелю почти 40 лет и для нас это уникальная возможность добавить красок и жизни в наши стены, еще один способ привлечь сюда молодых гостей».

Инструмент продвижения

«По сути, это инструмент сервиса, привлечения и совершенствования навыков, – убежден Евгений Панкевич, председатель Комитета по развитию туризма. – Вы первыми начали движение, и я уверен, что в недалеком будущем к проекту присоединятся и другие отели». По мнению чиновника, дизайн в туризме – главный инструмент продвижения, его обязательно нужно использовать.

«В условиях глобализации меняется контингент туристов, – замечает Панкевич, – увеличивается число индивидуальных туристов, наблюдается все больше борьбы за аутентичность. Отсюда – востребованность креативного мышления».

В этом году в Петербурге, по его словам, намечается проведение большого Design Days форум, который может стартовать со двора «Пулковской», где участникам продемонстрируют новое направление привлечения туристов в город на Неве – организованный стрит-арт. «Нам повезло, что живем в городе, где много креативных возможностей, – подчеркивает председатель Комитета по развитию туризма, предваряя свое решение разместить более 10 графических элементов мета-бренда Северной столицы, включая бирюзовое солнце, на асфальте. – Разные времена диктуют свои условия. Город многое сделал для развития туристической отрасли, которая не столько про культуру, сколько про экономику. Ввели электронную визу, получили седьмую степень свободы для аэропорта «Пулково», запускаем стрит-арт. Все это надо завязывать в большой турпродукт, который годами будет работать на город».

Запрет не оправдан

К слову, в Петербурге уже есть музей стрит-арта. Об этом напоминает доцент центра инновационных образовательных проектов, кандидат культурологии Александр Карпов. Городские художники понимают, где место стрит-арту, а где «уличная живопись» покажется лишней. И это хорошо. Хотя запрет на размещение произведений стрит-арта в центре Петербурга себя не оправдывает.

«Несколько лет назад я забрел в небольшой дворик на улице Куйбышева, – размышляет Карпов, – где глухие стены расписаны тремя видами архитектуры – ионической, готической, коринфской. И это не просто красиво, это воспитывает эстетический вкус у жителей дома». По его мнению, должны быть отдельные площадки для стрит-арта не только на окраинах, но и в центральной части города, в тех же внутренних дворах.

Заведующий кафедрой монументально-декоративной живописи, профессор Александр Шевардин согласен с тем, что конкурс заставляет с другой точки зрения взглянуть на стрит-арт. Вместе с тем, уточняет профессор, есть нюанс совершенно существенный: «Монументальная живопись – это уровень ответственности. Художник-монументалист всегда соотносится с местом и временем, насколько произведение уместно, а в нашем городе, насколько еще и тактично». Стрит-арт же и художник, который работает в этом направлении, таких вопросов не ставит, не создает среду, не учитывает окружение, а просто использует ее, считает Шевардин. Соответственно, монументальное искусство – социальное, обращенное к людям, демократичное, а стрит-арт – искусство молодое, и очень важно понимать, какие смыслы автор инсталлирует в окружающую среду.

Из маргинального в популярное

Горой за стрит-арт стоит старший преподаватель кафедры Дмитрий Лобанов. «Момент взаимоотношения художника и общества в очередной раз изменился, – говорит он. – Из маргинального и хулиганского стрит-арт становится популярным, в него приходят очень хорошие художники. Он превращается в достойное и серьезное течение в искусстве».

По его информации, с точки зрения искусствоведческой, стрит-арт возник, когда «первобытный человек накалякал что-то у себя в пещере, а потом на стене античного города или в пирамидах Египта». Однако, как считает Лобанов, «мы привыкли воспринимать стрит-арт, как граффити, текстовые картины, которые никому не понятны, но сейчас он превращается в произведение искусства. Это мировая тенденция и запретами его не остановить. Если ты не можешь какое-то начинание победить, возглавь его, выделяй места, и из протестного движения стрит-арт превратится в нормальную красоту».

Не потому ли люди специально гуляют по Петербургу, чтобы сфотографироваться с росписями созданной Дмитрием Лобановым группы «Культурный вандализм». Сейчас художники пытаются договориться с бизнесменами, потому что на коммерческих объектах рисовать проще, чем на муниципальных стенах, и есть шанс, что картину не закрасят коммунальщики.

«Улицы – наши кисти, площади – наши палитры»

Ректор Академии Анна Кислицына, в свою очередь, напоминает, что в 1918 году поэт Владимир Маяковский написал: «Улицы – наши кисти, площади – наши палитры».

По ее словам, именно тогда в Петрограде зародился стрит-арт, как ответ на вызов времени. «Тогда искусство левых играло важнейшую роль, потому что новая власть нуждалась в пропаганде левых идей», – убеждена Кислицына, подчеркивая: «Наша академия всегда была смелой, у нас рождались экспериментальные идеи, и новое молодежное направление искусства стрит-арт имеет право на существование».

Кстати, ректор привела конкретный пример, что Смольный поддерживает развитие стрит-арта: пришел запрос на роспись промышленного здания в форме ротонды на Октябрьской набережной. Необходимо провести конкурс среди студентов и полностью расписать объект, чтобы он заиграл красками.

Тезис Анны Кистицыной созвучен и народному художнику Алексею Талащуку. По его словам, стрит-арт – это искусство, которое вышло из протеста, самоутверждения.

«Стрит-арт несет свою позицию, духовность, – утверждает Талащук, – и если художник вкладывает в это дело профессионализм и любовь, то формирует окружающую среду, как любое искусство». Главное, профессионализм, потому что «любая замечательная идея, выраженная непрофессионально, вредна».

А точку в профессиональной дискуссии поставил доцент кафедры Александр Васильев. По его мнению, стрит-арт, хотя и менее живуч, чем другие виды монументального искусства, но автор должен чувствовать свою ответственность: «Такова задача монументалиста: привнести свое мастерство в среду, созданную до тебя и вокруг тебя».

В росписи кв. м асфальта во дворе гостиницы «Пулковская», выполняя эскиз-победитель, смогут принять участие все студенты II-IV курсов кафедры монументально-декоративной живописи. После чего отель предложит им для росписи вертикальные поверхности своих зданий.

Лилиана ГЛАЗОВА