силиконовая долина

Вечеринка для стартапера

Петербургских предпринимателей, занимающихся стартапами, познакомили с мышлением Кремниевой долины. Считается, что silicon valley – это не столько место, сколько подход к бизнесу, способ мысли…

Поэтому и само мероприятие прошло в необычном для российской бизнес-встречи формате – в баре с закусками и коктейлями. Американцы любят такой неформальный подход, считают, что в расслабленной обстановке легче заводить новые знакомства, искать потенциальных партнеров.

Один из организаторов бизнес-вечеринки, руководитель отделения преакселератора the Founder Institute в Санкт-Петербурге Антон Титов поясняет, что она призвана объединить людей, которые мыслят глобально и хотят развивать новаторские идеи, особенно в сфере технологий. Ведь каждый стартап имеет большой потенциал роста и возможность перевернуть существующий рынок.

В Кремниевой долине считают, что компанию можно организовать в любой точке мира, но она должна решать сложные задачи или социальные проблемы современности, например, в здравоохранении, информационной безопасности, фудтехе, экологии. И именно маленькие компании способны справиться с этим, потому что внутри корпораций сложно создать новый продукт в силу их внутренних особенностей. Кстати, по общемировой статистике, на медицинском рынке половина всех инновационных лекарств разрабатывается небольшими фирмами.

Плох тот стартапер, кто не мечтает стать большим бизнесменом. Однако в мире всего не более 5 процентов таких бизнесов не закрываются после одного года работы. Россия и Санкт-Петербург в частности на этом фоне выглядят не то, что плачевно, но и не блестяще. По словам Антона Титова, наш город имеет отличную технологическую базу и потенциал из людей, которые могут создавать интересные проекты, развивая их дальше на страну и мир, но оставаясь здесь и принося доход Северной столице. Предприниматель верит в силу децентрализации, потому что единый центр в виде Москвы как сосредоточения финансов не приносит устойчивости инновационному бизнесу.

Соорганизаторы встречи, представители технопарка «Ингрия» также оценивают уровень петербургских технологических стартапов как традиционно высокий. Плюс начинающие бизнесмены уже научились самостоятельно подготавливать документы, наконец-то выучили английский и хорошо выступают на открытых встречах с инвесторами.

В 2020 году технопарк сделает упор на помощь в выходе стартапам именно на глобальный рынок. Внутри же страны сейчас есть потребность в проектах, связанных с «умным городом», кибербезопасностью и туризмом. По прогнозам специалистов, в настоящее время инновационные бизнес-проекты будут более активно замечаться глобальными корпорациями. Крупные игроки наконец-то перестали заигрывать со стартапами и оценили их потенциал, начали взаимодействовать с ними напрямую. В частности, это касается банковского сектора.

Плюс венчурные инвесторы последние несколько лет уходят из финансирования стартапов на ранних стадиях – на ситуацию повлиял общий спад экономики. Вкладываться хотят в проекты, которые уже имеют развитую бизнес-модель и приносят доход. В этой ситуации корпорации могут стать некоей палочкой-выручалочкой для начинающих бизнесменов.

Так, например, 18-летний стартапер Егор Сечинский придумал приложение-навигатор для зданий, однажды заплутав в коридорах Дальневосточного федерального университета. Деньги на запуск выиграл в одном из конкурсов для молодых предпринимателей, и вложения в 200 тысяч удалось отбить менее чем за год именно благодаря тому, что разработку заметили несколько крупных компаний.

Другой участник бизнес-вечеринки, Михаил Рожко, развивает криптовалюты и блокчейн, его стартапу около полутора лет. Он считает, что начинающим бизнесменам все же не стоит уповать на инвестора, а нужно копить самим на открытие дела, и лучше иметь порядка миллиона рублей на развитие. Поиски инвестора могут затянуться, и при быстро меняющихся рыночных условиях идеи постоянно теряют актуальность.

Рожко считает, чтобы климат для начинающих в Санкт-Петербурге улучшился, нужно просто перестать мешать бизнесу. Он напомнил о прошлогоднем кошмаре с налоговой инспекцией в нашем городе, которая под эгидой чистки реестра заблокировала большое количество счетов юрлиц, не успевших подтвердить свой адрес. Такая встряска и для бывалого бизнесмена нелегка. А стартапера она может и вовсе свалить с ног.

Предприниматель думает, что банкам также стоит пересмотреть свою политику в отношении кредитов для стартапов, как это сделано на Западе. В частности, не требовать обеспечение кредита, так как у стартаперов кроме компьютера и собственного мозга просто ничего нет.

Один из корифеев рынка стартапов, Ян Столяр, развивает их уже 15 лет, некоторые успешно, некоторые нет. Но это, по его мнению, и есть классический путь развития подобного бизнеса, такова судьба всех стартаперов во всем мире. И в Кремниевой долине отлично знают, что тот, кто 20 раз провалился, но снова встал в строй, вовсе не лузер, а опытный игрок на рынке. Столяр полагает, что главная проблема таких начинаний вовсе не в том, где найти деньги, а в том, как найти правильную идею, которая закроет какую-то потребность и сделает новый продукт нужным и прибыльным.

Пожалуй, всё это немного напоминает хрестоматийную историю Генри Форда. Стартапы до сих пор приживаются на российской почве, и окончательного рецепта не существует, как и не существует пока четкой инфраструктуры для такого вида бизнеса у нас в стране. Сейчас компании движутся ощупью и выживают, подобно малому предпринимательству вообще, не благодаря, а вопреки. Но их энтузиазма пока хватает верить в то, что всё закончится как у дядюшки Форда.

Екатерина КЛИМИНА