елин-пастухов. дп.ру

Бизнес ждет главного

У петербургских предпринимателей сменился государственный куратор, а у Смольного – вектор отношения к субъектам МСП…

Без предпринимательства?
В первый день наступившей весны произошло то, о чем судачили в коридорах Смольного и не только там, едва в команде врио губернатора появился Евгений Елин. Было очевидно, что возвратившийся во власть профессионал с системным мышлением рано или поздно убедит нового градоначальника в обратной реформе упраздненного в 2012 году КЭРППиТ.

В тот период Евгений Елин, не сработавшийся с губернатором Георгием Полтавченко, отправился заниматься вопросами экономики и финансов в соседнюю Ленинградскую область, а потом и выше – в Москву. Что касается изменений в структуре исполнительных органов государственной власти, то по отношению к предпринимателям, которые давно мечтали получить отдельный профильный комитет в Смольном, упразднение КЭРППиТ внешне выглядело со стороны чиновников шагом либеральным и вселяло надежды. Мол, Георгий Полтавченко – это не Валентина Матвиенко, тренд по наполнения города сетевыми торговыми структурами поменяется на предоставление преференций субъектам малого и среднего бизнеса.

Все возвращается. На базе объединения Комитета по промышленной политике и инновациям и Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка к августу 2019 года, а может и значительно раньше, появится Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле. Однако в названии нового органа власти нет и намека на предпринимательство. Неужели малый бизнес лишится в Санкт-Петербурге той государственной поддержки, которой пользовался в течение нескольких прошедших лет?

Функция – буфер…
Надо признать, что КРППР выполнил основную задачу, видимо, поставленную перед ним прежним руководством Смольного. Он стал буфером между властью, которой не слишком хотелось погружаться в проблемы малого бизнеса, и предпринимателями, чувствовавшими себя пасынками по сравнению с крупными промышленниками и коммерсантами.

Ведомство с весьма скромными полномочиями, конечно же, не могло приподняться до статуса одного из ключевых комитетов Смольного. Ему заведомо была отведена иная роль, однако тема предпринимательства зазвучала с 2013 года в публичном пространстве гораздо громче, чем в пору работы небольшого Управления в составе КЭРППиТ.

Через КРППР, бессменно возглавляемый Эльгизом Качаевым, направился к малому бизнесу определенный объем государственной помощи. Небезуспешно лоббировало ведомство время от времени интересы петербургских субъектов МСП в высоких кабинетах. Другой вопрос, что Комитет так и не превратился в координирующий центр, наделенным правом разрабатывать программы взаимодействия с представителями малого бизнеса в различных сферах городской экономики. Его зона ответственности распространялась точно в соответствии с официальным названием – на потребительский рынок и торговлю. Со временем еще и на легпром, который неведомым образом перекочевал в КРППР из-под надзора Комитета по промышленной политике и инновациям.

Обозначенная изначально миссия городского ведомства по развитию предпринимательства – быть буфером – сказывалась на том, что Смольный поощрял широкую пиар-деятельность КРППР, но скупо поддерживал малый бизнес деньгами. В текущем году, как и в прошлом, в качестве мер государственной поддержки Северная столица выделила 101,5 млн рублей по шести направлениям субсидиарной помощи субъектам МСП, а в Ленинградской области объем бюджетного финансирования по соответствующей статье составляет 664,9 млн рублей. А что говорить тогда о далеком Хабаровском крае, где ежегодно на программы, связанные с развитием малого и среднего предпринимательства, выделяется один миллиард!

Чтобы осознать разницу в подходе, достаточно взять, например, данные Федеральной налоговой службы по состоянию на 10.02.2019 года. В СЗФО насчитывается 1 875 576 субъектов МСП, а на весь Дальневосточный федеральный округ – всего 315 244, то есть примерно столько же, сколько в одном Санкт-Петербурге.

Кто в ответе за малых?
Никто из должностных лиц в Смольном, включая членов правительства, сегодня не сможет сказать, в какой именно поддержке нуждаются субъекты МСП, насколько велик производственно-коммерческий потенциал этого сектора экономики и способен ли он развиваться, чтобы планомерно пополнять городской бюджет.

В прошлом августе «Новости малого бизнеса» направили редакционные запросы в 23 комитета, которые так или иначе взаимодействуют с малыми предпринимателями. Нас интересовало, какая именно помощь – финансовая, информационная, консультационная, подготовительная, осуществлялась со стороны конкретного ведомства в 2017 и 2018 годах в соответствии с федеральным законом «О развитии малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации» от 24.07.2007 года?

Оказалось, что 9 комитетов из 23 ИОГВ не оказывают никакой помощи. В числе тех, к кому безразличны петербургские чиновники, выявлены небольшие компании, занятые в сфере ЖКХ и строительства, промышленности и культуры, науки, здравоохранения и транспорта. Практически никто из предпринимателей, реализующих свою деловую активность в области науки или культуры, тоже не может рассчитывать на поддержку государства.

Впрочем, пока среди ключевых показателей эффективности, по которым оценивается работа должностных лиц в различных городских ведомствах, не появится показатель результатов их взаимодействия с субъектами МСП, рассчитывать на принципиальное изменение ситуации вряд ли придется. Удержать бы в создающемся Комитете по промышленной политике, инновациям и торговле, скажем так, шестилетние достижения КРППР.

На процедуре своего согласования в Законодательном собрании Евгений Елин произнес крылатую фразу: «Чем детальнее и понятнее прописаны процедуры, тем комфортнее чувствуют себя сотрудники органов исполнительной власти». Касалась она, правда, вопроса управления городской землей, но при желании легко адаптируется к работе будущего Комитета – если там все-таки найдется место и для проведения комплексной работы с малым бизнесом.

Кто станет главным?
Реинкарнация КЭРППиТ по понятным причинам порождает кадровые перестановки. Кого наделит Смольный персональными полномочиями отвечать за малый бизнес?

Есть сомнения в том, что Евгений Елин поставит по главе этого направления в новом комитете кого-либо из руководителей КРППР. Проводя аналогии с вернувшимся в Смольный Валерием Калугиным, роль главного должностного лица по работе с предпринимателями, возможно, уготована чиновнику, который уже проявил себя, но временно находится в тени. Например, экс-председатель КИО Юлия Лудинова.

Неплохие шансы вернуться куратором предпринимательства есть у бывшего заместителя главы КРППР – Александра Германа, работающего сейчас фактически вторым лицом КИО. Проблематика взаимодействия с субъектами МСП ему известна со всех сторон. Чем не готовый руководитель такого блока в Комитете по промышленной политике, инновациям и торговле?

Вполне может претендовать на эту позицию и представитель деловой общественности. Допустим, председатель Совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимир Меньшиков. Он в течение нескольких лет зарекомендовал себя как яркий ньюсмейкер и модератор больших мероприятий с участием чиновников и бизнеса. Понятен и первым, и вторым.

А еще 21 марта 2019 года завершится первый пятилетний срок нахождения Александра Абросимова на посту Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге. По табели о рангах региональный бизнес-омбудсмен примерно соответствует должности вице-губернатора. Согласно закону Санкт-Петербурга № 694-122 он может быть переизбран на следующий срок. Александру Абросимову – государственному человеку, в тонкостях познавшему проблемы как самых крупных, так и самых мелких предпринимателей, могут вполне предложить не просто место «главного по предпринимательству», а должность председателя нового большого комитета.

Объединение городских ведомств, несомненно, повлечет за собой перераспределение сфер общественного влияния. По всей вероятности, законотворческая деятельность в сфере субъектов МСП, а также защита их интересов при формировании годового бюджета окончательно закрепится за депутатом Законодательного собрания Ириной Ивановой, которой давно и небезосновательно доверяют петербургские предприниматели. Парламентские полномочия Ирины Ивановой истекают в сентябре 2021 года.

При этом координацию общественных инициатив и реализацию больших представительских проектов Смольный, скорее всего, поручит председателю Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Елене Церетели и ее ближайшим коллегам. Не исключено даже то, что часть сегодняшнего функционала КРППР будет переориентирована в систему грантовой поддержки, при этом основным оператором станет именно Общественный совет как наиболее авторитетная представительская структура малого бизнеса. Елена Церетели будет возглавлять его до конца 2020 года.

Обе они хорошо известны вице-губернатору Евгению Елину – он стал руководить КЭРППиТ вскоре после того, как Церетели была впервые избрана председателем Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга. Примерно в это же время Иванова активно занялась общественной деятельностью в качестве сопредседателя Ассоциации арендаторов и предпринимателей Апраксина двора, а в декабре 2011 года, когда была избрана депутатом, начала курировать в Законодательном собрании вопросы малого и среднего предпринимательства, постоянно общаясь с руководством КЭРППиТ.

Ну а петербургскому малому бизнесу остается попрощаться с очередной вехой на своем пути. Возможно, в адрес КРППР будет произнесено немало добрых слов, но вектор отношения к предпринимателям в Смольном уже поменялся. Какими будут новые правила игры?

Игорь ГРОМОВ, фото https://www.dp.ru/