Профессия будущего: архитектор виртуальных миров

Симуляторы виртуальной реальности для обучения сотрудников множатся в крупных компаниях. Но мы расскажем про тех, кто создает эти миры. Архитекторы виртуальной реальности – эта специальность вскоре станет массовой, прогнозируют эксперты.

Первый же вопрос корреспондента «Новостей малого бизнеса» повергает собеседника в раздумья: «Сколько получает архитектор виртуальных миров?» Я нахожусь в офисе петербургского стартапа Cerevrum,который занимается разработкой софта для виртуальной реальности (VR). Это современное рабочее помещение, где сотрудники и директор сидят вместе – без стен и дверей. Вокруг повисла тишина. Только что бурная работа приостановилась – уже никто не стучит по клавиатуре.

«Это интересный вопрос», – соглашается глава стартапа 29-летняя Наталья Флокси. Мы обсуждаем должность в их компании, которая для постороннего уха звучит пока шероховато. По мнению девушки, эта специальность в ближайшие два года станет массовой. Если интерес со стороны обычного пользователя угас (редко кто вспоминает некогда популярную игру Pokemon GO, а продажи VR шлемов показывают стагнацию), то технологическое новшество неплохо прижилось в бизнесе.

Опусти забрало

Сейчас у стартапа, по словам Флокси, перспективное будущее – заказы от крупных компаний, подписание контракта на использование разработок с южнокорейской фирмой. А сотрудники растущей фирмы могут похвастаться за дружеским столом своей должностью – архитектор виртуальности, дизайнер эмоций, продюсер смыслового поля.

«К нам обращаются корпорации с высокой текучестью кадров – ритейл, банкинг, телеком. Мы делаем симуляторы по вводу их новых сотрудников в должность. Наша технология позволяет убрать наставника из системы обучения персонала. Таким образом, получается оценивать людей беспристрастно. Например, наставнику раньше нравился один из сотрудников, включался человеческий фактор, и человек получал завышенную оценку», – рассказывает она.

Выглядит симулятор так: опускаешь забрало шлема виртуальной реальности и оказываешься в небольшом помещении. Перед тобой аватар – к примеру, твоя коллега в компании «Леруа Мерлен». Она опоздала на два часа, не сменив тебя. Офис фирмы на белом фоне утопает в корпоративном цвете: зеленый столик, зеленые фонари на потолке, даже кофта на мультяшной девушке и та зеленая. Через виртуальное окно пробивается иллюзорный, но чертовски правдоподобный, солнечный свет. Твоя задача – корректно убедить ее, что опаздывать нехорошо. Один из ответов фатален. Ситуация рискует превратиться в конфликтную.

Лазейки, чтобы получить высокий балл, признают создатели симулятора, есть, но их не так легко обойти. Главное – компания может быстрее и качественнее обучить кадры, сэкономив на наставниках.

«Посмотрите на это с позиции человеческих ресурсов. Тратить их на один и тот же тип работы – неэффективно. Допустим, вы – наставник. Через вас проходит большой поток народу, и, честно говоря, вас достала такая работа. Это даже хорошо для вас – вы можете развиваться в других компетенциях», – объясняет Флокси.

В будущем, фантазирует она, в виртуальную плоскость перейдет и сеанс к психологу. Такой поход будет дешевле реального аналога, а люди охотнее будут рассказывать о своих страхах надежному собеседнику. Кроме того, команда Cerevrum заказывала исследование активности головного мозга во время VR-сеанса. Предварительный итог говорит о лучшей усваиваемости материала.

Победить стресс

«Первое, что привлекло внимание – уровень стресса. Люди во время тестирования VR-шлема очень волновались и не могли перейти на следующий шаг. Им приходилось возвращаться. Но затем наступал этап адаптации и спокойствия. Испытуемые хорошо усваивали материал. По всей видимости, при полном погружении нет никаких раздражающих факторов, – размышляет Флокси. – Работают оба полушария мозга. Он верит в то, что видит».

Создают красоту, как принято говорить в Cerevrum, два человека. Оба работают на аутсортинге и живут за пределами Петербурга – так дешевле. Один рисует помещения и тот самый «чертовски правдоподобный свет» из Литвы, второй отвечает за прорисовку аватаров из Улан-Уде. Сценарии пишет сама Наталья Флокси, но вполне могла бы и «создавать красоту».

Она по первому образованию – графический дизайнер, закончила Академию художеств. Любовь к графике проявлялось с подросткового возраста посредством граффити. Говорит, тогда поставила себе цель – в 20 лет разрисовать целый дом.
Желание сбылось в 24 года – панно представляло из себя 12-этажное здание в Гатчине. Литрами краски обеспечил технологически успешный Kaspersky. Серия продолжилась еще пятью домами, но прервалась поездкой в США в 2013 году.
Там Флокси познакомилась с командой Oculus, начинающими продажи шлемов виртуальной реальности. Это было технологическим прорывом для Натальи. Она решила выбрать этот путь – начала работать в VR-компании, отвечая за креативность.

И снова о главном

«Меньше ста тысяч рублей платить просто бессмысленно, – замечает она по поводу вопроса о зарплате архитектора виртуальности. – Считаю, что нужно сотрудника выращивать, чтобы он умел максимально много. Чем будет опытнее и меньше команда, тем быстрее вы будете отрабатывать. Это уровень, когда вы все спецы, когда один специалист может нафигачить и комнату, и аватара, и настроить. Пусть он будет стоить 200 тысяч, но ты знаешь, за что платишь».

Архитекторами виртуальных миров рождаются, уверена Флокси. Они должны «чувствовать прекрасное», какое-то специальное образование вовсе не нужно: «Знаете, бывают люди, которые делают скульптуры из камней. Вот по мне – это они. Ведь дизайн – это еще процесс осмысления, нужно, чтобы предметы гармонировали между собой».

В действительности рабочая обстановка архитектора виртуальности пока более чем обыденная – компьютер, мышь и графический планшет.

«Это вовсе не тот романтический образ, который представляют некоторые люди. Много времени проходит вне VR. Конечно, мы надеваем шлем, чтобы проверить результат. Например, последнее открытие – потолки в VR меньше 3 метров кажутся низкими и давящими», – говорит Флокси.

Она демонстрирует ролик на Youtube пятилетней давности. По сюжету короткометражного фильма, молодой человек оказывается один в пустом и бесконечном пространстве. Там он создает из ничего для своей любимой идеальный город – с палитрой в руках формирует исполинские строения вокруг себя. Флокси горько вздыхает: жаль, что все не так.

«Я бы тоже хотела подобной возможности. Каким бы был мой идеальный мир? В нем должны бегать козочки, пони, должны быть поля, травушка. Как в реальном мире – только меньше людей, – смеется она. – Но тут и есть одно большое «но». У художника есть проблема белого листа. Когда садишься и не понимаешь, чего будешь рисовать. А тут ты не ограничен, это бесконечный белый лист. Это пугает и вдохновляет одновременно».

Алексей СТРЕЛЬНИКОВ