Как болельщиков встретят

Петербургский бизнес начал подсчитывать в уме будущую прибыль и убытки от ЧМ 2018

Многие предприниматели недовольны установленными правилами для ведения бизнеса во время мундиаля. Ведь власть закроет центр Северной столицы для привычной торговли, а традиционные туристы предпочли уклониться от посещения Петербурга от страха перед непредсказуемыми болельщиками. «Новости малого бизнеса» изучили настроения городских коммерсантов.

Кто они – болельщики?

С 14 июня России предстоит пережить жаркий период – в страну слетятся со всего мира полтора миллиона любителей футбола. Именно столько болельщиков скупили билеты на матчи ЧМ 2018, который пройдет в 11 городах. Иностранные гости привезут сюда не только яркие эмоции, но и солидные сбережения.

Как рассказывает глава сообщества болельщиков «Россия объединяет» Эдуард Латыпов, в среднем отечественный болельщик тратит «на выезде» около 200 евро в сутки. Мундиаль предполагает больший размах: во время футбольного праздника расходы возрастают от 500 евро и выше.

«Чемпионат мира – эпохальное событие. Понятно, что иностранные болельщики тратят большие суммы, чем наши. К тому же ослабший рубль делает Россию еще более привлекательной для гостей из еврозоны, – говорит он. – Мы ожидаем, что в город единовременно приедут 416 тысяч человек».

Специалист делит будущих туристов поровну на три клиентских группы: традиционных, «командных» и корпоративных. У каждого из этих сообществ разная степень оседлости в городах. «Традиционалисты» приезжают на матчи вместе с семьями и пребывают на одном месте 8-12 дней. Они, говорит Латыпов, часто передвигаются по путевкам туроператоров.

Вторая – болельщики, следующие за командой. Они активны 10-20 дней. Внутри этой группы существует деление на организованных и самостоятельных. Первые иногда интересуются экскурсионной программой, вторые посещают фан-зону и питейные заведения.
А корпоративные болельщики выкупают целыми ложами представительские места и посещают мундиаль на 3-5 дней. Это самая состоятельная часть гостей, которая способна оставить щедрые суммы.

«Надо понимать, что для большинства болельщиков Эрмитаж не является приоритетом, в лучшем случае – Петергоф, потому что они могут красиво прокатиться на кораблике и попить пиво, – рассуждает Эдуард Латыпов. – Понятно, что болельщики из Южной Америки едут на длительный срок, потому что не налетаешься. Соседние страны могут позволить однодневные поездки. Гости из еврозоны составят транзитную часть – они рассчитывают на пребывание в городе максимум два дня».

По версии эксперта, основной «удар» обладателей шарфов и командных речевок прочувствуют на себе три района: Центральный, Петроградский и Адмиралтейский. А главными объектами притяжения традиционно выступят пабы и бары, где будут темпераментно подводить итоги.

«В нашем городе пройдут матчи с участием сборных из Южной Америки, поэтому приедет много носителей испанского и португальского языков. Наверное, им было бы приятно увидеть меню на своем языке – правда, я пока в городе не встречал ни одного такого бара, – замечает собеседник. – Во вторую очередь они пойдут в музей. Как правило, такие туристы приезжают в город на один-два дня. Банально нет времени на экскурсии. Но в будущем, возможно, без футбола кто-то из них вернется, чтобы наверстать упущенное».

Стоит отметить, что для удобства иностранцев петербургские чиновники с ассоциацией болельщиков разработали карту гостя на официальном сайте ЧМ 2018. Помимо множества кафе и ресторанов, в нее поместили музеи, театры и религиозные объекты. Некоторые достопримечательности находятся, как сказали бы американцы, on the middle of the night («у черта на куличках» – прим. перевод). Особенно малопривлекательной может показаться, даже местному жителю, поездка до железнодорожной станции Любань в 92 км от города.

FIFA в 2 километра

Как и предполагается, точками притяжения для болельщиков в городе на Неве будут стадион на Крестовском острове и фанзона рядом с Конюшенным ведомством. Но не всякий бизнес поблизости от этих мест сможет реализовать свои коммерческие амбиции.

Комитет имущественных отношений в специальном обращении напомнил, что в дни матчей ЧМ 2018 будет действовать запрет на ведение торговой деятельности. Исключение только для предпринимателей, получивших официальное письменное согласие FIFA или уполномоченных ей лиц.

«Речь идет о распространении продукции FIFA, ее коммерческих парт­неров и спонсоров без их согласия. Запрет действует в 2-километровом радиусе от спортивных объектов. Это касается всех форматов торговли, в том числе магазинов в зданиях. Например, без разрешения нельзя продавать продукцию Coca-Cola», – пояснили в профильном ведомстве.

По всей видимости, многим НТО придется на это время зачехлить прилавки. Впрочем, получить разрешение международной федерации футбола не так сложно, объясняет руководитель «Центра поддержки искусств Петербурга» Алексей Сергиенко. Его организация владеет двумя десятками киосков вдоль канала Грибоедова, которые попадают в зону FIFA.

«Мы стали их официальными продавцами. Сложно ли было заключить договоры? Нисколько, это была минутная история. Как связаться мне подсказали знакомые, поэтому не звонил по секретарскому телефону. Затем на общем собрании организации выбрали товар их официальных поставщиков, и поставили подписи», – отмечает Сергиенко.

По его словам, условия для заключения договора – лояльные: «По-моему, минимальная партия товара должна составлять 70 тысяч рублей. Так как у нас множество продавцов, то получилось по тысячи рублей на человека. Такие суммы может позволить кто угодно, поэтому их обманывать нет смысла».

Остальные пункты договора Алексей Сергиенко затруднился назвать, сославшись на то, что эти вопросы не находятся в его компетенции.

Отели и хостелы

В 2016 году на уровне Министерства культуры обсуждали вопрос массового закрытия хостелов в жилых петербургских зданиях. Такое требование давно выдвигают местные жители, недовольные коммерческими соседями. Сторонники хостелов аргументируют – мест для размещения прибывающих на ЧМ 2018 туристов может не хватить. И если придется закрыть демократические гостиницы, то почему бы не организовать аналогичные заведения, но уже на воде?

В ускоренном темпе городской ЗакС поддержал проект, позволяющий по упрощенной схеме создавать гостиничный флот и размещать там гостей. Первые плавучие отели должны были появиться уже в мае. Город даже выделил 10 пристаней под швартовку, однако оказалось, что инфраструктура не готова. В итоге планы растянули на пять лет, чтобы спустить на воду 20 гостиниц, не считая 8 трехзвездочных, 6 хостелов и 2 плавучих отеля. Все они должны еще пройти обязательную квалификацию.

Пока можно с уверенностью заявить: критической нехватки номеров в летний период не ожидается. Напротив, по данным сервиса путешествий OneTwoTrip, Петербург стоит на втором месте (после Сочи) по доступности хостелов в дни матчей ЧМ. В этих городах, как считают аналитики, более 90% хостелов и сейчас держат двери открытыми для болельщиков. Самая сложная ситуация с номерным фондом сложилась в Волгограде (15%), Ростов-на-Дону (12%) и Саранске (нет ни одного свободного хостела).

Иначе представляет ситуацию система booking.com. По данным этого сайта, в среднем около 75% номеров в Северной столице забронировано накануне матчей ЧМ 2018. Самая высокая загруженность ожидается 22 июня накануне матча между Бразилией и Коста-Рикой.

Противоречивая информация сервисов сложилась из-за разницы учета оплаченных и забронированных номеров, объясняет президент «Межрегионального объединения развития индустрии хостелов» Яна Бабина. По ее словам, окончательное понимание сложится ближе к июню, когда наступит время штрафных санкций за отмену заказа.

«Важно отметить, что бронировать начали заранее, когда еще владельцы МСР не поднимали цены. Поэтому гарантированная заполняемость составляет примерно 60%. Остальные бронирования (не гарантированные и потенциально свободные номера для брони) остаются до факта начала ЧМ по футболу. Есть понимание, что болельщики задумаются, останавливаться ли им с ночевкой в Петербурге или ехать в другой город в целях экономии. Это будет зависеть от хода игр», – заключает она.

Отели и гостиницы от четырех звезд настроены более пессимистично. В заведениях такого уровня многие номера окажутся пустующими в межматчевые дни в июне, предсказывает управляющий отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы. Он уточняет, что отчасти это связано из-за отказа официального дилера FIFA по размещению – Match Accommodation, от большего количества забронированных номеров. Компания заранее договаривается о 100% бронировании номеров во всех городах-участницах мундиаля, а затем поэтапно отказывается от части номеров – в зависимости от финальной жеребьевки.

«В некоторых гостиницах бронь снята полностью, в каких-то осталась на 10%. В сетевых отелях реализация полностью сохранена, где будут проживать команды и административный аппарат, – замечает господин Теймурханлы. – Со стороны болельщиков идет сумасшедший спрос на номера, но только на 8-10 дней. Все остальное – рекордно низкий показатель для июня, где-то 40-50%».

Достаточно трудно найти свободные номера в «высоком» сегменте отелей накануне игр России, Египта, Бразилии, Аргентины, а также на полуфинал. Преобладающее число постояльцев именно из этих стран. Сейчас, добавляет Юнис Теймурханлы, бизнес судорожно ищет выход, чтобы залатать «дыры». Главная надежда на внутренний туризм.

«Если снижение составит 10-15%, то это вряд ли особенно вызовет ажиотажный спрос. Если на 50-70%, то будет, конечно, волна туризма, но о прибыли в этом году можно будет забыть», – заключает эксперт.

Рестораны и пабы

Аналогичное разделение произошло в сфере общепита. Руководство баров и пабов устраивают мозговые штурмы, чтобы ухватить своего клиента. Так, в сети ирландских пабов O′Hooligans ожидают большой наплыв из США, Германии и Британии. Там своевременно укомплектовали штат официантов, владеющих английским языком.

«Два наших паба находятся непосредственно в радиусе фанзоны. В каждом из них вовсю готовятся к наплыву гостей. Паб на Приморском проспекте окнами выходит на стадион «Санкт-Петербург». В дни проведения матчей на него ляжет колоссальная нагрузка, когда болельщики потянутся туда до начала матча и после его окончания», – оптимистично настроена управляющая сетью Ольга Баркова.

Прогнозировать будущую выручку там не стали, в соответствии с ирландским суеверием – чтобы не спугнуть удачу.

Ни на какую фортуну не надеются петербургские рестораторы. Глава Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар считает, что Кубок Конфедераций, который позиционировали как репетицию ЧМ 2018, себя не оправдал. Он согласен, что возросшие цены на отели на время спугнут туристов, предпочитающих столик со свечами и смакующих пино нуар.

«Не будет никакого особенного меню для болельщиков, иначе получится смесь чего-то парижского с нижегородским. Может, конечно, найтись тот, кто залезет в архив и посмотрит, что любил Яшин. Сделает борщ Яшина или котлету, это может откликнуться, – фантазирует ресторатор. – Но, конечно, никакой толпы или сверхъестественного от чемпионата ждать не стоит».

Китайцы под видом болельщиков

Гости из Поднебесной, которые массово отправляются летом в Петербург, могут заполнить вакуум между играми, считает глава компании «Луна» (специализирующаяся на экскурсиях для китайцев) Константин Яхонтов. Традиционный туризм старается держаться подальше от шумных и массовых событий, напоминает он. Что наводит ужас для западного гостя – не страшно для восточного.
По его прогнозу, доля китайских туристов во время ЧМ останется неизменной и значительной – в город приедут около 100 тысяч человек. Но в общей массе это будут обычные туристы. Футбол в Китае не пользуется большим интересом.

«Думаю, кому-то захочется записать их в число болельщиков – ради красивой статистики. Могут быть два исключения. Первое – китайские представители, думаю, окажутся в VIP-секторах (эта страна осознает свою роль в мире в качестве влиятельной и богатой страны). Второе – некоторые китайские туристы приобретут билеты на малозначимые матчи, чтобы бесплатно путешествовать между городами-участницами ЧМ», – считает Яхонтов.

Предположение эксперта отчасти подтверждают данные Минтранса России. Согласно статистике транспортного ведомства, среди болельщиков, которые вместе с покупкой билетов автоматически получили бесплатные проездные на поезда, есть и граждане Китая. Всего планируется перевезти на безвозмездной основе более 250 тысяч любителей футбола. В лидерах – жители Северной и Южной Америки.

Турист вернется

Нынешний высокий сезон в Петербурге не закончится в середине сентября, а растянется до конца октября, предполагает директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская. Иностранные гости не торопятся посещать Северную столицу, по ее мнению, из-за обеспечения высоких мер безопасности ради мундиаля. Поэтому части туроператоров пришлось переориентировать своих зарубежных партнеров на отправку групп после окончания чемпионата.

«С учетом того, что график прибытия в город круизных судов не изменится, отток «традиционных» туристов в июне-июле вряд ли превысит 500 тыс. человек (всех категорий – организованных и самостоятельных), и это в полной степени должно компенсироваться как увеличением числа туристских прибытий в августе-октябре, так и числом собственно туристов-болельщиков», – резюмирует собеседница «Новостей малого бизнеса».

В Союзе туриндустрии полагают, что наибольший интерес к Петербургу проявят болельщики из Бразилии, Египта, Аргентины и США. Несмотря на то, что американская сборная не прошла на чемпионат мира, любители футбола оттуда все равно устремятся в Россию, уверена Екатерина Шадская: «У них любопытство – что же происходит в этой загадочной и суровой стране, сможет ли она достойно провести ЧМ 2018? Это тоже способствует туристскому интересу – вместе, конечно, с высокой покупательной способностью граждан США».

Алексей СТРЕЛЬНИКОВ, фото с сайта www.ru.fifa.com