Друзья Путина отправились на рынок

Крупный бизнес в Петербурге решил пробивать дорогу к покупателю через сельскохозяйственные рынки. Компания «Прайм» возвела большой центр для реализации фермерских товаров. Эксперты прогнозируют – опять получится сетевой магазин. «Новости малого бизнеса» пригляделись к фирме, корни которой уходят к дзюдо-клубу Владимира Путина и «трубному делу».

Рыночная экономика

Новый сельскохозяйственный рынок «Старая деревня» по адресу Бухарестская улица, 10, откроет свои двери в марте 2018 года.
Общая площадь здания составляет почти 6 тысяч кв. м. Как следует из проектной документации, торговые ряды будут находиться на двух этажах, разделенные на небольшие боксы. Там же разместятся кафе и рестораны. Под постройкой скрыта подземная парковка на 54 машиномест.

Любопытно, что в проекте указывается вид разрешенного строительства ЗУ: для стоянок автомобильного транспорта. Ранее на этом месте коммерсанты планировали возвести жилое здание и подавали заявку на изменение генплана, но получили отказ от профильной комиссии. Позже бизнесмены отказались и от идеи строительства 13-этажного бизнес-центра.

На данный момент в здании доделывают освещение, прокладывают внутренние коммуникации и доводят до ума торговые конструкции. Обещают, что это будет современный рынок европейского качества.

Торговые ряды поделят на зоны: мясо, молоко, овощи, фрукты и непродовольственную продукцию. Все места на рынке обещают отдавать фермерам «по низкой арендной ставке». Так, корреспонденту «Новостей малого бизнеса», представившемуся индивидуальным предпринимателем, предложили на рынке арендовать 1,5-метровый прилавок за 35 тысяч рублей в месяц. При этом необходимо одномоментно оплачивать 11-месячный сезон с правом последующей пролонгации.

«Это будет рынок для «среднего класса+». Конечно, тут не самое проходное место. Но рассчитываем, что к нам будут приходить жители близлежащих районов – кто-то на машинах (у нас есть подземная парковка), а кто-то пешком от метро. Рядом находятся офисные здания и вуз, откуда к нам также будут приходить, чтобы пообедать, – говорит менеджер рынка «Старая деревня» на Бухарестской. – Мы на год запустим бесплатные автобусы от «Бухарестской» и «Волковской». В общем, организуем где-то 120 торговых мест. Пока заключили договор с 7 торговцами».

Заказчик работ – строительная компания «Прайм». Она занимается возведением промышленных зданий, геодезическими работами, устройством кровель и реконструкцией производственных площадок. Продовольственная сфера для компании – не в новинку. Она уже 6 лет управляет рынком, который находится рядом со станцией метро «Старая деревня».

Однако фирма примечательна не портфолио, а составом учредителей. В числе основателей «Прайма», по данным СПАРКА, значатся Александр Лисенков, Максим Ямщиков и Андрей Кадкин. Последний известен как соучредитель ООО «Спортивной клуб дзюдо «Явара-Нева» (почетный президент клуба – Владимир Путин) и ООО «Петроком» (фигурант «трубного дела»).

Рыночная модернизация

Параллельно Смольный продолжает борьбу с нынешними арендаторами пяти рынков: Кузнечного, Мальцевского, Московского, Ломоносовского и Невского. Власти стараются сменить там управляющие компании и провести открытые торги по поиску новых, готовых вложиться в модернизацию торговых площадок. Бизнесменов готовых к этому довольно много, подчеркивают чиновники.

Так, в мае прошлого года Фонд имущества проводил конкурс идей на преобразование пяти рынков. Организация получила 22 заявки от 16 компаний, которые предложили усовершенствовать торговые площади до европейского уровня. Впрочем, торги пришлось отложить – арендаторы рынков не согласились добровольно покидать прилавки. В суд ушли дела между КИО и ООО «Кузнечный рынок».

В ноябре 2017 года Кузнечный рынок передали в управление городскому Агентству по развитию имущественного комплекса (СПб ГБУ «АРИК»). Продавцам предложили перезаключить договоры аренды с городом, перестав платить прежнему арендодателю.

На данный момент, как сообщили «Новостям малого бизнеса» в комитете имущественных отношений, на сторону города готовы перейти 65 предпринимателей. Они написали заявление с готовностью платить городу за аренду торговых мест.

«Фермеров не было и нет»

Эксперты, с которыми удалось побеседовать нашему корреспонденту, скептически восприняли идею развития сельскохозяйственных рынков. По их мнению, площадки мало будут отличаться от сетевых магазинов. Скорее всего, под вывеской фермеров встанут перекупщики.

По словам директора Кузнечного рынка Николая Нарышкина (бывший совладелец Московского рынка), «фермеров на петербургских рынках не было и нет».

«Если проедете по городу, то фермеров не найдете. Есть единичные предприниматели, которые продают, например, собственные молоко, творог, сметану и мед – как на Кузнечном рынке. Все остальное – привозное. Вообще-то по 271 закону (федеральный закон «О розничных рынках ...» – прим. ред.) сельхозрынки не имеют права вести коммерческую деятельность. Если они рассчитывают, что к ним попрут фермеры – то дай бог, флаг им в руки», – говорит он.

Аналогичных настроений придерживается президент петербургской Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Михаил Шконда. Под его управлением находится небольшой магазин продукции из Ленобласти, которая в городе в дефиците.

«У нас извечная проблема с маркетингом. Например, приходят покупатели, а на полках нет говядины – все раскупили. После Нового года у нас не было это мяса почти две недели. Все – клиент, скорее всего, потерян, – говорит предприниматель. – Я знаю, только одну сетку (сетевой ритейл), продающую фермерскую говядину. Они мне признаются, что сразу уходят в ноль по продаже этого мяса, если не в минус. Все это делается лишь для пиара».

По его мнению, рынки продолжат закупать товары на продовольственных базах. По этому параметру они будут обгонять сетевые магазины, у которых сформировалась длинная логистика доставки.

«Курица, которую доставляют в гипермаркеты, может храниться порядка 14 дней. Под конец этого срока мясо доставляют и продают. У рынков все происходит быстрее, но продукт тот же самый, просто посвежее», – замечает Шконда.

Фермер Александр Матросов, держащий небольшое животноводческое хозяйство в Волховском районе Ленобласти, с удивлением воспринял условия торговли на рынке, принадлежащей компании «Прайм».

«Это нереально. Все, что я продаю, выходит в районе 100 тысяч за весь месяц. Из этих денег нужно заплатить зарплату, купить корма. Если из них еще 35 отдавать за место, на что жить-то? – говорит фермер. – К примеру, забиваю я быка – мне нужна 3-4 дня, чтобы его продать. Чтобы каждый день там торговать, нужно иметь несколько сотен голов, то есть быть небольшим совхозом».

По словам руководителя информационного отдела Союза фермеров Петербурга и Ленинградской области Юрия Тамановского, на данный момент в двух регионах зарегистрировано 247 фермеров. Почти вся продукция даже не успевает лечь на полки магазинов – товар продается через знакомых.

«Я, например, выезжаю на рынки, когда у меня идет большой урожай, и нужно все быстро продать. Вообще-то нужны тысячи фермеров на такой город, как наш, чтобы обеспечить спрос. А понять, торгует ли фермер на рынке, довольно просто: у него должна быть табличка КФХ – крестьянско-фермерское хозяйство. Если ООО или ИП, то, скорее всего, перед вами перекупщик», – заключил он.

Алексей СТРЕЛЬНИКОВ