Жесткая игра

Что поможет российским дизайнерам занять достойное место на мировом подиуме и какую роль должно сыграть правительство в «борьбе талантов»? Подробности – в интервью с председателем КРППР Эльгизом Качаевым

– Проект превращения Санкт-Петербурга в центр моды и легкой промышленности, кажется, не упоминает одного: индустриальным центром чего должен стать наш город – Северо-Запада, России, мира?

– Вы ставите рамочный вопрос и хотите, чтобы я выбрал из предложенного. Отвечу так: в основе нашего проекта видение города как российского центра моды, дизайна и площадки координации производителей изделий легкой промышленности. Станет ли город «законодателем» мировой моды, как Париж, Милан, Нью-Йорк? Все наши усилия сегодня направлены на то, чтобы поддержать талантливых российских дизайнеров, модельеров, производителей. Думаю,что синергия этих трех составляющих позволят им занять равное место среди великих.

– Не кажется ли вам, что сегодня проект лишен технического и, если хотите, интеллектуального обеспечения? Дизайнеры редко скрывают, что используют в производстве иностранные ткани и лекала, да и модели редко ассоциируются с «аутентично-питерскими».

– Когда мы были в Милане, узнали, что в этот итальянский город приезжает работать множество русских кутюрье. Мы собираемся переломить тенденцию и создать здесь условия, как для отдельных дизайнеров, так и для больших производств. Петербург вполне может стать столицей индустрии моды, которую не стоит замыкать на «на¬шу» и «не нашу». Мир моды, как и мир архитектуры, улавливает тенденции, часто заимствует идеи, совершенствует их и выдает что-то свое. Грамотный модельер может взять придуманную дизайнером вещь и приспособить ее под индивидуальные особенности большого числа людей. Так же и дизайнер может вдохновиться великим, и создать свое. Наша задача – дать возможность раскрыться всем этим талантливым людям.

Если спуститься с небес на землю, то индустрия моды это не только креатив. Но еще и долгая изнурительная работа по выводу продукции на рынок, встречи с потенциальными покупателями, продвижение. Давай¬те, наконец, освободимся от мысли, что талант всегда пробьет дорогу сам. Рынок, конкуренция – это жесткая игра, а власть, если хотите, должна выступить здесь как группа поддержки. Индустрия моды это не только «придумал, вышел, покорил». Это сегментированная отрасль, и для каждой из них мы вырабатываем порядок действий и ставим цели, которых добиваемся. Мы должны создать все предпосылки для развития легкой промышленности в целом – изготовления фурнитуры, тканей и готовых изделий. Это одна из самых быстроокупаемых отраслей экономики, которая создает новые рабочие места, пополняет бюджет налогами, становится драйвером для других направлений хозяйственной деятельности. Необходимо взять успешный опыт советского периода, современные научные разработки и адаптировать их к реалиям нашей жизни. Нам надо не догонять, а опережать время.

– Вашей идее уже два года. На какой стадии воплощения она находится сегодня?

– На самом деле, ей уже почти три года: первый «Шоу-рум №35» должен был открыться в 2014 году, но тогда нам не удалось получить финансирование. Прежде чем приступать к воплощению, нужно было понять, как создать свою собственную индустрию. Здесь и производственные предприятия, и подготовка инженеров-технологов, и сами технологии, и дизайнеры. Сегодня в рамках Концепции сотрудники КРППР подготовили дорожную карту с конкретными пунктами помощи малым петербургским производствам и дизайнерам на несколько лет вперед.

Документ четко расписывает мероприятия по достижению цели. В рамках более детального анализа ситуации сразу же после ПМЭФ 2017 специалисты приступают к масштабному изучению рынка. По его итогам мы составим публичный реестр профильных предприятий, а также определим, в каком конкретно оборудовании нуждаются петербургские коммерсанты. Кроме того, КРППР планирует арендовать площади под выставочную локацию для встречи дизайнеров с потребителями.

Идея превратить Северную столицу в центр индустрии моды амбициозная, и все условия для этого у нас есть. В городе работают более двух тысяч дизайнеров.

Мне кажется, например, что изделия модных домов Алексея Сычева, Татьяны Парфеновой, Игоря Гуляева, «Ведуньи» Виктории Тишиной, мехов Александра Петрова, школьной формы компании «Градиент», трикотажа модного дома Клавдии Смирновой вполне конкурентоспособны и их можно демонстрировать на престижных показах за рубежом. Да не только их.

Нужна межрегиональная кооперация. Успешное сотрудничество у нас уже складывается с Ивановской областью. В этом регионе изготавливается 80 % хлопчатобумажного и 25 % льняного сырья, а почти две трети российского объема тканей превращается в готовые изделия.

Кстати, на ПМЭФ 2017 мы обсудили перспективы развития российской индустрии моды вместе с ивановскими коллегами.

– Кто первым попадает в зону вашего внимания?

– В первую очередь, мы смотрим на малые и микропредприятия. Можно помочь одной компании с доходом в сто миллионов рублей, а можно – ста с доходом в миллион. Комитет как раз ориентируется на вторых. Малые игроки по¬том либо поднимутся сами, либо будут размещать заказы на крупных производствах. Пакет «чрезвычайных мер» по реанимации отечественного легпрома предусматривает субсидирование затрат на аренду, производство, участие в шоу-румах, стажировках и бизнес-миссиях, а также организацию городских пространств для продажи вещей российского производства.

– У вас нет страха перед реализацией такой грандиозной цели?

– Вы знаете, что наш проект выиграл сразу в трех номинациях на конкурсе региональных проектов в 2016 году. Тогда члены жюри поверили нам и единогласно поддержали концепцию создания в Северной столице центра российской моды. С другой стороны, Петербургу многому предстоит научиться у профессионалов, начиная с изготовления тканей, заканчивая, как это ни странно, дефиле. Не буду говорить о самой одежде: вопросы стиля индивидуальны. Но даже демонстрация моделей в показах признанного мэтра Вячеслава Зайцева поставлена на порядок выше, чем у петербуржцев. У нас нет сочетания музыки и одежды, отсутствует атмосфера и ритм. Столичным моделям удается создать образы, а не просто выйти на сцену и продемонстрировать платья. Поэтому я бы говорил не о страхе, а о своих наблюдениях и выводах. Но они меня не пугают. Впереди большая работа.

Беседовала Алла СЕРОВА
Фото с сайта crppr.gov.spb.ru