Петербургский экспорт пугает размерами

На днях Смольный сообщил, что в стоимостном выражении экспорт из Санкт-Петербурга за 2016 год увеличился почти на 3 %, причем имеется масса неучтенного экспорта от предприятий малого и среднего бизнеса, а стало быть, есть причина для оптимистичных настроений. Но внимательное изучение цифр и несколько сравнительных характеристик отменяют оптимизм напрочь. Более того, вырисовывается очень серьезная проблема.

Согласно данным городского комитета по промышленной политике и инновациям, внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга по итогам 2016 года в стоимостном выражении увеличился на 3 % по сравнению с 2015 годом и составил 37,1 млрд долларов США. При этом доля экспорта составила 42,5 % или около 15,76 млрд долл. Интересно, что объем петербургского экспорта вырос на фоне падения общего экспорта РФ с 344 млрд долл в 2015 году до 285,5 млрд долл (данные Минфина).

Ряд независимых экспертов и представители власти говорят об эффекте девальвации рубля. Так, по словам председателя комитета по промышленной политике и инновациям (КППиИ) Максима Мейксина, с падением курса рубля продукция российских компаний оказалась востребованной за рубежом.

Например, в 2016 году наблюдался рост экспорта по статье «электрическое оборудование» более чем на 50 %, в итоге такого оборудования было вывезено на сумму 0,36 млрд долл. Неплохие результаты зафиксированы и по экспорту механического оборудования и техники – 0,43 млрд долл (рост почти на 20 %). Вывоз табачных изделий тоже продемонстрировал уверенный рост и достиг 0,36 млрд долл.

Портовые особенности

Однако самой важной статьей петербургского экспорта, если опираться на данные Смольного, Федеральной таможенной службы и Российского экспортного центра, являются нефть и нефтепродукты: на них приходится более 60 % вывозимых из Северной столицы товаров.

Если добавить к этому различного рода сырье (зерно, лес, мех и т. д.), а также товары, которые просто проходят через петербургскую таможню, то окажется, что доля действительно произведенной в городе продукции не превышает 35 % экспорта из Санкт-Петербурга. Остальное с небольшой натяжкой можно назвать реэкспортом.

Ничего особенного в таком соотношении нет, потому что практически все портовые города вывозят продукции куда больше, чем производят. Самый яркий пример – Роттердам, который, будучи крупнейшим портом в мире, отгружает лишь на 22 % голландской продукции (данные Евростата за 2015 год).

Малый бизнес отличился софтом

Надо также учитывать, что внушительная часть продукции, вывозимой из Северной столицы, не отражается в официальной статистике. Речь идет о различном софте и прочих интеллектуальных инновационных продуктах, которые производят и продают за рубеж петербургские IT-компании.

Эта продукция напрямую таможней не отслеживается, так как отсутствуют соответствующие таможенные коды. В лучшем случае она попадает в категорию «неклассифицированных товаров». Причем объемы, по сравнению с тем же электрооборудованием или табаком, внушительные. По оценкам софтверной ассоциации «Руссофт», экспорт IT-продукции из Санкт-Петербурга в 2016 году составил более 1,6 млрд долларов – приблизительно на 15 % выше, чем годом ранее. Правда, в «Руссофте» признают, что цифры приблизительные.

Важно понимать, что большинство петербургских IT-компаний – это малые и средние предприятия, а значит доля высокотехнологичного МСБ в городском экспорте значительная и, по самым скромным оценкам, достигает 10-15 %. Что касается остальных отраслей, поставляющих товары на экспорт, то там доля малого и среднего бизнеса крайне мала.

Общий экспорт из Санкт-Петербурга, если опираться на официальную статистику, составил в 2016 году 15,76 млрд. долл. Если учитывать оценки по IT-компаниям, то он превышает 17 млрд долларов. В первом случае экспорт произведенных в городе товаров – это где-то 5,5 млрд долларов (доля 35 %). Вместе с IT-сектором – уже более 7 млрд долларов.

Это много или мало?

Понять, много это или мало, можно одним лишь способом – сравнить с другими городами и странами, где население сопоставимо с населением Санкт-Петербурга. И здесь сразу выявляется серьезная проблема – петербургский экспорт, даже по меркам развивающихся стран, ничтожно мал.

К примеру, население Словацкой республики, не самой богатой страны в Восточной Европе, составляет, по оценкам на 2016 год, 5,43 млн человек, то есть немногим больше, чем в городе на Неве, где Петростат указывает на 5,28 млн человек. При этом объем словацкого экспорта, согласно данным International Monetary Fund (IMF), в 2016 году превысил 89,3 млрд долларов – в 5,7 раза больше петербургского. Но справедливее сравнивать словацкий экспорт с реальным объемом экспорта из Санкт-Петербурга, так как Словакия выхода к морю не имеет и реэкспортом не занимается в принципе. В таком случае разница получится еще более внушительной – в 16 раз.

В два раза петербургский показатель уступает экспорту из Словении (31,2 млрд долл в 2016 году, по данным IMF). Но бывшая югославская республика имеет население, не превышающее 2,1 млн человек, и также не занимается реэкспортом.

Сопоставим по своему объему с петербургским экспорт Эстонии – 14,57 млрд долл (данные от International Trade Statistics за 2016 год). На реэкспорт в этой стране приходится более 30 %. Однако в Эстонии живет всего лишь 1,31 млн человек. Кстати, в структуре эстонского ВВП малый и средний бизнес превышает 55 %, а его доля в экспорте страны около 45 %.

По сравнению с европейскими городами, Санкт-Петербург по объему экспорта практически идентичен Афинам (15,78 млрд долл в 2016 году, по данным ОЭСР). Правда, в греческой столице живет 3,8 млн человек, если считать вместе с пригородами.

Сравнения с экономически развитыми странами, население которых меньше, чем в Северной столице России, еще более удручающие. Например, экспорт Ирландии, по данным IMF, в 2016 году составил 127 млрд долларов, при том, что живет в этой стране 4,6 млн человек. Одних только фармацевтических товаров Ирландия вывозит на 31 млрд долларов.

Объем реального экспорта из Санкт-Петербурга проще сравнивать с показателями развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки, хотя и здесь город на Неве часто проигрывает. Так, он уступает по экспортным возможностям Уругваю (15,6 млрд долл., 3,4 млн чел), Тринидаду и Тобаго (16 млрд долл, 1,5 млн чел) и другим странам.

Планы «Стратегии 2030» — в жизнь!

Когда в Смольном подписали знаменитую «Стратегию экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года», независимые эксперты часто критиковали документ, указывая на то, что его составители ориентируют городскую экономику в сторону госзаказа, тем самым снижая экспортный потенциал мегаполиса. Однако статистика по объему экспорта из Санкт-Петербурга показывает, что по определенным направлениям «Стратегия-2030» успешно воплощается в жизнь.

Борис СУДАКОВ, фото http://osspb.ru