Одеться по-питерски

В Петербурге множатся модные магазины, делающие акцент на вещах от городских дизайнеров. Корреспондент «Новостей малого бизнеса» прошелся по бутикам, оценил средний ценник на петербургский костюм и выяснил, чем же все-таки уникален стиль Северной Венеции.

Наши дизайнеры скромны. Такой вывод напрашивается, когда разглядываешь вещи в модных магазинах.

«Милан», «Сеул», «Москва», «От Саши с любовью» гласят надписи на этикетках вещей, где принято указывать место изготовления. Почти все мастера из города на Неве маркируют вещи «Сделано в России». Покупателю иногда приходится прибегать к помощи продавцов, чтобы отличить петербургскую вещь от «иноземной».

Физика моды

Креативное пространство «Ткачи» на набережной Обводного канала. Небольшое застекленное помещение разрезано гардеробными комбинациями, в которых свисают деловые костюмы и пальто. В стороне под светом настольной лампы сидят женщины: заполняют документы, но незамедлительно отвлекаются от дел при виде входящих посетителей.

Одна из них – основатель магазина Lounger Татьяна Грачева. В 1979 году она закончила Физмех в Политехе, в 90-е занималась фьючерсами на бирже, но в 2005-м переключилась на fashion-индустрию.

«Я тогда одолжила большую сумму для своей подруги на развитие швейного бизнеса. Денег она мне не отдала, возместив их тряпочками и машинками. Нужно было отбивать долги, которые возникли не по моей вине. Вот так и занялась этим бизнесом. Вынуждено», – рассказывает она.

Не так давно магазин открыл отделение в Москве. До этого некоторые столичные клиенты специально ездили в Петербург, вспоминает Татьяна:
«Большое дело – выяснить мировоззрение своих клиентов. На мой взгляд, признак петербургского стиля – романтизм и сдержанность. Его больше нет нигде. В нашем городе любят закрытую одежду, особенно пальто – из-за сильного ветра и холода. И сюртуки, которые подчеркивают имперское прошлое».

Стоимость одного пальто здесь начинается от 17 тысяч рублей – примерно такая же стартовая цена у делового костюма.

Убийственный феминизм

В арт-пространстве «Этажи» на Лиговском проспекте ведут деятельность сразу несколько магазинов с петербургским наполнением.
В «Мыльной белке» к одежде прикрепляют фотографии их авторов. На одной из фотографий – светловолосая дизайнер Nnedre облачена в те самые вещи, которые весят на вешалках.

Ценники сухо сообщают: брюки – 4 тысячи рублей, платье – 5 тысяч, свитшот – 3 тысячи, шапка –1,4 тысячи, носки с эмблемой автора – 420 рублей.

«Есть обувь из Швеции, Канады и Штатов. Отечественные пытались продавать, но не задалось. Честно говоря, качество жуткое. Решили больше не рисковать», – успевает сообщить корреспонденту продавец в женском отделе.

Девушки бегают между покупателями, занося в примерочную новые порции платьев. В мужском – тишь и благодать. Парни неторопливо выпаривают футболки. Из петербургских всего пара штук. Одна из них сообщает на себе по-английски «Menstruation. Kill them all». Стоимость – 1,2 тысячи рублей.

«Такие футболки делают феминистки из «Нарвской доставы». Оформляют их в стиле группы «Металлика». Парни иногда приобретают, но большинство наших покупателей – подростки. Бывает, нам завозят сто килограмм брендовых вещей – их разбирают за считанные дни», – беззаботно рассказывает продавец Олег.

По его словам, всякий дизайнер, приехав в Северную столицу, спешит называть себя «питерским».

«Может быть, это и справедливо. Ведь дело в людях, а не в геолокации. Некоторых действительно вдохновляет город», – замечает он.

В «Этажах» есть еще один шоу-рум, работающий под петербургской маркой. Продавец в магазине «Уста к устам» лишь пожимает плечами на вопрос, отчего такое название у магазина.

«Обязательно потом узнаю у хозяйки», – честно обещает она. По ее словам, владелец торговой точки начинала шить для себя, потом для друзей, а затем все переросло в коммерческий проект.

«Все натуральное, шапки, носки – полностью шерсть. Кстати, их нам вяжут знакомые бабушки. Да, так поддерживаем отечественного производителя», – скромно улыбается девушка, поправляя ценник носков в 350 рублей.

Странные питерцы

Попасть в магазин «Тыква» в арт-пространстве «Флигель» на улице Восстания не так просто. Необходимо пройти несколько дворцов-колодцев, чтобы оказаться в небольшом помещении с дизайнерской одеждой и тыквами на книжных полках. Среди изготовителей преобладает Москва, представленная яркими кофтами и брюками.

Однако встречается платье и толстовка за 5 тысяч рублей и серая куртка за 12 тысяч от петербургской команды «NOEL CONCEPT».

«Какой стиль у петербургских дизайнеров? Думаю, вещи, в основном, балахонистые и рваные. Я недавно обсуждала этот вопрос с подругой из Волгограда. Она посмотрела на одежду, ужаснулась и сказала: «И они это носят? Какие-то странные», – вспоминает зеленоволосая продавец.

На ней все черное – куртка, полупрозрачное платье и туфли:
«Это наш «готический» дресс-код, в Питере так сейчас модно одеваться. В принципе, мне это нравится».

В магазине по соседству под вывеской «Ноябрь» гордо заявляют: весь ассортимент – только от петербургских дизайнеров.

«Даже носки за 99 рублей?» – уточняет корреспондент. «За исключением них, они сшиты в Кабардино-Балкарии – там легче достать шерсть. У нас бы они стоили гораздо дороже», – задумывается девушка-продавец. Помимо протяженного ряда из платьев полки магазина забиты сумками, значками, открытками и прочей сувенирной продукцией. Причем петербургские вещи, как правило, раскупают иностранцы.

Куда более скромно представлен петербургский ассортимент в магазине Fligel Store. Центральное место занимают платья из Южной Кореи и Италии.

«Отличить вещи по стране производителю не так просто, – признается один из продавцов. – Нам говорят, где и какой бренд. В принципе, основные стандарты сейчас задают Сеул и Милан, московские и петербургские дизайнеры лишь подражают. Наверное, то же самое было с городом, когда его стоили иностранные и русские архитекторы. Они создавали дома по лекалам Европы, а затем позаимствованный стиль стал нашим, петербургским».

Алексей СТРЕЛЬНИКОВ, фото автора