Беспилотники и роботы вышли на рынок труда

Над малым и средним бизнесом нависла новая угроза – передовые технологии отнимают рабочие места, а часть профессий бесследно исчезает. Рецепт экономического счастья дал нобелевский лауреат Кристофер Писсаридес, когда-то разработавший теорию безработицы.

Первый Международный Форум Труда в Петербурге открылся для посетителей советскими идеологическими плакатами. Их развесили при входе в конференц-зал «Экспофорума». Листовки призывали поднять производительность труда, быть везде передовым и убеждали, что «чем больше нефти, тем сильнее страна». Будто в память о былых временах, перед рамками металлоискателей вытянулись длинные очереди, а люди терпеливо проходили контроль.

Контроль, но уже над проникновением передовых технологий на рынок труда посоветовала ввести глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. В своем приветственном слове на пленарном заседании она вспомнила пророчество поэта Андрея Вознесенского о «разрушении человека» и предостерегла: помимо традиционных проблем у россиян незаметно появился электронный конкурент, поглощающий рабочие места.

«Спору нет: передовые технологии способствуют повышению производительности и экономическому росту. И одновременно приводят к исчезновению традиционных профессий, высвобождению объема трудовых ресурсов, – сказала она. – Компьютеры производят непосильные для человека вычисления, пишут музыку, сочиняют стихи, промышленные роботы вытесняют людей с производств и сферы услуг. Игнорировать возникающие угрозы нельзя», – заявила спикер.

Так, по словам Матвиенко, угроза прогресса нависла над работниками Сбербанка. В этом году там собираются устанавливать роботов-юристов, которые без человеческой помощи будут составлять исковые заявления. Как результат – на выход укажут 300 работникам банка, в услугах которых больше не будет необходимости. Аналогичная судьба может ждать и водителей грузового транспорта.

«К 2023 году компания КАМАЗ планирует запуск беспилотного автомобиля, тест-драйв которого прошел два года назад. Сколько водителей оставит он не у дел? Это только начало, такие процессы будут развиваться быстро и динамично. Нужно спрогнозировать: какие профессии исчезнут, а подготовку каких нужно нарастить», – заключила Валентина Матвиенко.

Трудовая миграция

Параллельно конкуренты выстроились и в лице трудовых мигрантов. Их на территории России, по словам Матвиенко, насчитывается в количестве 10 млн человек. Концентрация трудовой армии провоцирует диспропорции и неравенство в доходах в разных регионах. Решить эту проблему поможет введение единого для всей страны «стандарта благополучия», считает глава Совфеда. Основной смысл инициативы – выравнить уровень зарплаты, медицинского обслуживания и других базовых потребностей населения по стране.

Тревожную реплику не стал разделять Георгий Полтавченко. Он заверил: Северная столица успешно наращивает человеческий капитал. Успех наглядно отражается в цифрах и показателях: самый низкий уровень безработицы в сравнении с другими субъектами – 1,6%, и высокая минимальная зарплата петербуржцев – 16 тыс. рублей.

«В 2016 году общая численность работающих в экономике города достигла 3,3 млн человек. В принципе, это для нашего города рекорд. При этом региональный валовый продукт по итогам 2015 года опережает средний российский показатель на 5%», – отметил петербургский губернатор.

Миграционные сдвиги, но уже внутри страны, заметил член правления Российского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Карачинский. По его мнению, эти потоки «бессмысленны», так как государство не способно их контролировать. А главное – определять и поддерживать, кто нужнее.

«Хорошо, что в стране проводятся профстандарты. Но, во-первых, цепочка от образования до практического применения слишком длинная – состоит из семи звеньев. Во-вторых, задержка формирования профстандарта – три года. Это долго», — отметил аналитик.

Карачинский представил на огромном экране статистику по миграции выпускников. Предсказуемо две столицы перетягивали на себя цифры потрудовым кадрам. Впрочем, как в Москве, так и в Петербурге по специальности трудоустраиваются лишь половина выпускников вузов. Этот показатель лучше в Челябинской и Смоленской областях, а также в республике Башкортостан.

Однако стране «страшно не хватает» сварщиков, токарей и других «средних» профессий, отметил он: «Мы сейчас наблюдаем миграционные потоки, которые требуют осмысления. Как надо распределить систему образования и труда, может быть, вводить какие-то дотации. Мы всегда жаловались, что у нас нет миграции трудовых потоков. Она началась, только совершенно бессмысленная и неуправляемая».

 

Без оглядок

Одну из любопытных мыслей озвучил нобелевский лауреат Кристофер Писсаридес. Всемирное признание он получил в 2010 году «за исследование рынков с моделями поиска», которую разработал вместе с Питером Даймондом и Дэйлом Мортенсеном из США. В частности, они объяснили, почему на рынке остаются свободные вакансии даже при высоком уровне безработицы.

Экономист похвалил Россию за богатый человеческий капитал, но раскритиковал за нереализованный потенциал. По его мнению, страна продолжает закрываться от остального мира, а монополия некоторых компаний давит конкуренцию. «Понятно, что закрытость из-за санкций. Но уверен, что они будут снижаться за счет открытости», – заверил эксперт.

Слабое место России, отметил Писсаридес, в научно-исследовательских разработках в промышленном секторе. Стимулы в этой сфере могут помочь качественному скачку российской экономики.

«НИОКР (совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии – прим. ред.) в России почти такая же, как в Греции и Турции. Всего 1 % или меньше. Лидеры по этому показателю Япония и Южная Корея, хотя 30-50 лет назад они были далеко позади остального мира», – считает он.

Несмотря на угрозу исчезновения многих профессий, по мнению Кристофера, человечество не должно прекращать роботизацию, и только приветствовать ее.

С другой стороны ученый отметил, что в условиях постоянного совершенствования технологий искусственного интеллекта невозможно точно спрогнозировать какие специалисты будут востребованы в будущем. Поэтому университеты, прежде всего, должны давать базовое образование своим студентам, включая самые различные направления: цифровые технологии, математику, менеджмент, кадровое управление.

Вообще, строить прогнозы – дело неблагодарное, считает нобелевский лауреат. Ведь, кто мог десять лет назад точно предсказать и смоделировать такое количество гаджетов, которое есть сейчас? Наверное, такой человек был бы уже богаче Билла Гейтса. Возможно, не стоит постоянно оглядываться, прогнозировать, а развивать собственные технологии?

Алексей СТРЕЛЬНИКОВ

Фото автора и пресс-службы Экспофорума