ЖКХ теряет управление

Общий долг управляющих компаний (УК) перед ресурсоснабжающими организациями (РСО) увеличивается в геометрической прогрессии. Схожая ситуация наблюдалась перед массовым банкротством турфирм, правда нынешняя интересна еще и уголовными делами.

Бюджет не поможет

Не исключено, что следующий год запомнится переделом петербургских Управляющих компаний. Сегодня многие фирмы стоят на грани банкротства, их суммарный долг перед РСО составляет, по разным оценкам, от 16до 20 млрд рублей. Таким тревожным прогнозом с «Новостями малого бизнеса» поделился глава УК «Стакс», председатель Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Петербурга Евгений Пургин.

«Это касается практически всех управляющих компаний (кроме новосозданных). В городе их около трехсот. Уставный капитал каждой в среднем 10 тысяч рублей. Если все умножить, то суммарная цифра составит три миллиона. Плюс жилищно-коммунальные платежи. Но этих денег недостаточно, чтобы покрыть миллиардные хвосты. В принципе, монополисты привыкли к огромным цифрам. Раньше они как-то договаривались с властями, бюджет покрывал некоторые дыры. В нынешних условиях городская казна, очевидно, не поможет», — рассказал эксперт.

Собеседник уверен, что управляющие компании стали злостными недоимщиками, в том числе по вине абонентов, не желающих оплачивать счета. Действенного механизма, способного взыскать с них долги, пока нет:
«Например, одна УК начала бороться со своими должниками: набралось 500 абонентов. Фирма получила исполнительных листов на 15 млн рублей и передала их судебным приставам. Но эффективность этой госструктуры – не более 10%. Реально удалось вернуть около миллиона рублей. Монополисты же не берут эти листы в качестве оплаты. Говорят: «Это же ваш бизнес».

Единственный выход, по мнению Пургина, состоит в увеличении тарифов. Но мера непопулярная и на нее чиновники вряд ли пойдут, дабы не злить население. Крайними, скорее всего, окажутся предприниматели, считает он.

При этом современное законодательство построено так, что любого директора управляющей компании можно посадить, считает он.
«Следствие рассматривает его как жулика. Первый вопрос, который задают сотрудники полиции: как вы выводите деньги?» — констатирует Евгений Пургин.

Отметим, что недавно в Петербурге было возбуждено девять уголовных дел в отношении экс-директора «Жилкомсервиса №2 Центрального района» Дмитрия Стригуненко. По сообщению УФССП по Петербургу, предприниматель руководил жилкомсервисами, подконтрольными компании ООО «Проминвест», которые умышленно уклонялись от погашения долгов перед энергетиками даже после вступивших в силу судебных решений. Задолженность к тому моменту превысила сумму в 200 млн рублей. Как утверждает дознаватель, который вел дело Стригуненко, коммерсант знал о ней, но покрывать не спешил.

Частные монополисты

Впрочем, целенаправленное банкротство УК вряд ли спасет ситуацию. По мнению экспертов, это не выгодно.

Во-первых, компании не владеют дорогостоящим имуществом. Как и в случае с турфирмами забирать у них нечего. Во-вторых, инициатор банкротства не имеет возможности получать деньги из текущих платежей петербуржцев, которые уходят на погашение задолженности других контрагентов. Плюс на него вешается проблема управления домами.

Наиболее вероятный вариант развития событий – поглощение УК другими участниками рынка, считает юрист Правого центра «Тимпур» Дмитрий Быстров.

Тут стоит отметить, что одну из самых стремительных стратегий в этом направлении проводит ПАО «ГИТ», принадлежащая бизнесмену и депутату-единоросу МО «Финляндский округ» Гранту Агасьяну. Компания, несмотря на рискованные инвестиции, скупает убыточные или близкие к банкротству УК. К началу 2017 года холдинг собирается обслуживать рекордное количество жилья – до 3,5 млн кв. м., – став лидером на Северо-Западе среди частных УК.

Наш собеседник исключает один из самых неблагоприятных вариантов для рядовых граждан, когда долги предпринимателей могут перекинуться на население.

«У людей существует страх, что придется оплачивать банкротные долги их УК из своего кармана. Но существует 127-ой федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», который оговаривает, что переложить задолженность на плечи жильцов, по сути, невозможно», – подчеркивает специалист.

Неизвестные хвосты

Оценить в полном объеме долговую яму сложно – достоверного анализа не существует, замечает председатель Ассоциации некоммерческих организаций по содействию развитию ТСЖ и ЖСК Марина Акимова.

Собеседница «Новостей малого бизнеса» неоднократно интересовалась на заседаниях в Жилищном комитете происхождением подобных долгов.

«Люди не платят или это висят старые хвосты ЖКС при прежних методиках расчета? Никто не хочет отвечать на этот вопрос! Этого уже не отрицают в Жилкоме: раньше деньги брали из технического обслуживания: текущего ремонта, уборки территории и прочее. Но все вылезет, особенно, когда заработает ГИСЖКХ (Информационная система жилищно-коммунального хозяйства, в которой будут размещаться сведения об управляющих компаниях и иных предприятиях коммунальной сферы, ТСЖ и ЖКХ, тарифах, нормативном регулировании жилищных правоотношений, различных региональных программах и прочее – РЕД.)»

Непростую ситуацию усложняют нюансы расчетов количества тепловой энергии, которые многие постигали из учебных курсов по физике, говорит Акимова:
«Мы потребляем горячую воду в кубометрах, а платить должны по общему счетчику в гикокалориях. Все параметры, которые туда входят, зависят от температуры и давления. Этот пересчет порождает лишние литры. Летом полотенцесушители производят ненужные гикокалории, которые приходится оплачивать. И некоторые не платят, считая, что не должны».

Одним из факторов, порождающих долги коммунальщиков перед монополистами, являются «резиновые квартиры» и незаконные хостелы, говорит президент Ассоциации ТСЖ Центрального района Гульнара Борисова. По ее словам, счет за неучтенную воду «протекает» и ложится на плечи УК.

«Сейчас ресурсники объединились и просят город покрыть эти долги из бюджета. Тогда получится, что налогоплательщики будут платить дважды – за тех, кто украл или посчитал неправильно. Надо садиться и разбираться по каждому дому в отдельности. Ведь подавляющее количество этих долгов – эфемерное, и услуги по ним не были оказаны. Миллиардные цифры только на бумаге»,— убеждена она.

Финансовые дыры

В оценках долга чиновники и энергетики расходятся. Если в 2014 году Смольный оценивал финансовую дыру в 12 млрд, а в 2016-м – в 18 млрд, то РСО говорят о сумме в 22 млрд рублей. При этом она неуклонно растет. Ресурсоснабжающие организации на запрос «Новостей малого бизнеса» подтвердили динамику.

«Долг УК перед «ТГК-1» по состоянию на первое октября 2016 года составил 5,09 млрд рублей, что на 622 миллиона больше, чем год назад. К примеру, ООО «ЖКС Адмиралтейского района» за девять месяцев 2016 года увеличило задолженность с нуля до 33 миллионов рублей», – ответили в пресс-службе «ТГК-1».

Тенденцию роста задолженности подтвердили и в ГУП «Водоканал Санкт-Петербург». Этой структуре по состоянию на первое ноября 2016 года задолжали больше 5 млрд рублей. Причем там отмечают прирост задолженности на 30% (в 1,3 млн рублей) и на 41,3 просроченных долгов (на 1,1 млн рублей).

Монополисты наблюдают и другую динамику – банкротство управляющих компаний с целью ухода от долгов. В таких схемах дома переходят под управление новой УК, нередко созданной прежними учредителями. Таким образом, старый должок аннулируется. В «Водоканале» подтвердили, что число организаций-банкротов в 2016 году увеличилось в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом. Однако характеризовать ситуацию, как массовое явление, не стали.

В «ТГК-1» предположили, что лучшим средством в борьбе с должниками, может стать переход на прямые платежи жильцов поставщикам ресурсов, минуя недобросовестных посредников.

«Повышается не только собираемость средств, но и эффективность взыскания долгов. Самостоятельно, либо привлекая подрядные организации, «ТГК-1» направляет долговые квитанции тем, кто не внес оплату. Эта простая, но действенная мера показывает, что многим должникам достаточно простого напоминания для оплаты долга», – констатируют в пресс-службе организации.
Алексей СТРЕЛЬНИКОВ, фото https://pbs.twimg.com и http://img.rosbalt.ru