Лилипуты в стране гулливеров

«Новости малого бизнеса» уже рассказывали об итогах всероссийской «контрольной закупки», участники которой проверяли качество доступа предпринимателей к гостендерам.
«Проблемы и трудности встречаются буквально на каждом этапе. Крупные корпорации высоко летают, мы для них лилипуты. Требования, подчас, абсурдны – от получения дополнительных электронных подписей до дополнительной регистрации на площадках. Некоторые заявки отклонялись по формальным признакам. «Докопаться» до запятой становится системой. Мы не знаем, выиграем мы или нет, но должны отдать деньги неизвестно кому! Во время «контрольной закупки» нами выявлены 125 площадок, у каждой свои правила. Только для мониторинга всех этих предложений необходимо иметь в штате отдельного сотрудника», – такое краткое резюме озвучил глава НП «Клуб лидеров» Артем Аветисян за круглым столом, сидя напротив тех самых «высоко летающих» участников ПМЭФ.

Выиграете тендер – отменим закупку
По словам члена ТПП РФ Елены Дыбовой, пошаговая инструкция «как пробиться к госзакупкам» сегодня насчитывает тысячу шагов. Однако больше всего времени, по словам эксперта, уходит на поиск торгов. Ведь ввиду отсутствия единого информационного ресурса, более половины компаний не предоставляет о них информацию.
«Я работаю в этой сфере постоянно, но смогла «пробиться» всего на двенадцать площадок, – подчеркивает Елена Дыбова. – Многие из них аффилированны, везде нужна своя подпись. Некоторые требуют немыслимые подтверждения. Например, ксерокопии накладных об опыте работы за предыдущие три года. Иногда просят прислать все нотариально заверенные копии на диске».
За последнее время, по словам собеседницы «Новостей малого бизнеса», у крупных корпораций появилась новая практика – отмена торгов:
«Моя заявка на прошлой неделе была лучшей, я праздновала победу пока заказчик не отменил закупку – чтобы уточнить документацию. Не хочу говорить слова «коррупция». Но, по-моему, некоторые организаторы закупок банально рассматривают этот процесс с точки зрения заработка денег. По крайней мере, они смотрят на этот вопрос иначе, чем мы. В одной из последних закупок меня попросили ответить – «в скольких арбитражных судах вы принимали участие?» Как только я ответила, что принимала и выиграла пять процессов, закупки сразу же отменили».

Луковые инновации
Между тем, объекты критики воспринимают подобные аргументы субъектов МСП как теорию всероссийского заговора против малого бизнеса. А в идее создать унифицированную торговую площадку с упрощенными правилами – сложнодостижимую утопию.
Во-первых, как отмечает глава электронной торговой площадки «В2В» Андрей Бойко, требование уникальной электронной подписи продиктовано директивами Минсвязи, а не самодурством корпораций.
Во-вторых, повышенные требования вызваны спецификой продукции.
В-третьих, специализация площадок неизбежна, особенно если малый бизнес начинает производить и поставлять технически сложные изделия, а не «морковку, молоко и лук».
«Мы часто обходим стороной вопрос – а что, собственно, предлагается сегодня закупать у малого бизнеса? – задается вопросом заместитель министра экономического развития РФ Евгений Елин. – «Дорожная карта» была написана для того, чтобы малый бизнес поставлял высокотехнологичную продукцию. Если учитывать это обстоятельство, единая площадка невозможна, обязательно произойдет разделение по специализации. Не хочется ломать дров и принимать какие-то командирские решения. У нас есть закон о стандартизации требований площадок. Конечно, необходимо облегчить доступ к регистрации субъектам МСП, но требования будут повышаться и это нужно принять. Кто не сможет остаться на рынке, будут уходить в другие виды бизнеса».
«Мы говорим о развитии конкуренции, с другой стороны нам говорят «давайте создадим монополию», – соглашается с Елиным вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Анатолий Мещеряков. – Я все-таки предлагаю уйти от революции и перейти к решению проблем. Давайте унифицируем подпись, давайте создадим единую унифицированную систему. Но требования придуманы не просто так. К нам приходят проверяющие и задают вопросы – а почему этот конкурс у вас выиграла эта компания? У нее нарушения есть, почему вы это не проконтролировали?
По словам Александра Соколова, представляющего «Российские автомобильные дороги», каждый заказчик располагает своим собственным положением о закупках, поэтому единая электронная площадка – не панацея. На первом этапе упрощения работы с субъектами МСП, по его мнению, лучше всего сделать бесплатной аккредитацию на площадках, а также регламентировать бесплатное участие в тендере.
Кстати, несмотря на общие требования, частично данные положения уже реализовало несколько структур – это Сбербанк России и ОАО «Россети».
Первый не взимает плату за регистрацию, а также проводит обучение по работе на своей площадке. Что, теоретически, позволяет организации претендовать на некий пилотный проект. В свою очередь, за 2014 год Россети отдали порядка 30% заказов МСП. Организация разработала отдельную электронную площадку для малого бизнеса, где допускаются любые цифровые подписи.

В начале пути?
Идея единой платформы для госзакупок сегодня полномасштабно реализована в Южной Корее. Проверка бэкграунда кандидата на выполнение работ для госнужд занимает здесь менее 30 минут – автоматизированная программа проверяет предприятие по 140 информационным системам и выносит свой вердикт. Через год после запуска единого виртуального окна, доля малых предприятий в закупках Южной Кореи достигла 75%. Полный переход процесса «в он-лайн» окупился за полтора года, теперь по сеульским лекалам работают даже в Монголии. Через единый портал ежегодно проходит до 75 миллиардов долларов, и, по расчетам экспертов, субъектам МСП достанется не менее 60% контрактов к Зимним Олимпийским играм в 2018 году.
Впрочем, отечественные участники рынка скептически относятся к идее адаптировать корейский опыт, где на долю малого бизнеса приходится 90% предпринимателей страны. Зато идею сократить количество торговых площадок до трех – пяти, в ходе ПМЭФ активно поддержал помощник президента РФ Андрей Белоусов. Также, по его словам, в ближайшее время все естественные монополии должны ввести должность вице-президента по связям с малым бизнесом. Отразится ли это на упрощении процедуры закупок, пока сказать сложно.
Ведь дорожная карта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам…» оказалась самой сложной из тех, которые разрабатывались на площадке Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Так, Андрей Никитин отмечает, что разработанные документы всего лишь открывают возможность для улучшения ситуации, в отличие от того же самого строительства, где сокращение количества принимаемых документов у застройщика прямо пропорционально зависит от принятого закона. Правительственное постановление, которое заработает с первого июля, по мнению Никитина, не поменяет ситуацию. Эксперт уверен, что предпринимателям еще предстоит пройти серьезный путь, дабы работать с госкомпаниями стало бы удобно.

Яна ПЛОТНИКОВА, «Новости малого бизнеса», иллюстрации http://www.na-svyazi.ru и http://images.tvtoday.de