Бизнес-год – 2015: проблемы не в «барьерах», а в отсутствии денег?

В 2015 году у Петербурга имеется хороший шанс потерять микробизнес. По мнению вице-президента Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Дмитрия Прокофьева, есть риск, что люди будут отказываться от самостоятельной деятельности и искать себе работу в государственных предприятиях. Правда, как ни парадоксально, активность малого бизнеса при этом может увеличиться: экономическая рецессия, о которой уже говорят экономисты и министр финансов, подвигнет большое количество людей заняться предпринимательством.

Директор Центра инновационного предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александр Кайсаров полагает, что в ближайшие годы в бизнесе будут более-менее уверенно себя чувствовать те, кто работает на субподряде у крупных корпораций или бюджетных организаций. Кроме того, в виду санкций для субъектов МСП открывается окно в сфере импортозамещения – пищевая промышленность, торговля, поставки, переработка.

Отрасли новой экономики с низким барьером входа – интернет-бизнес, в первую очередь – также имеют большой потенциал для роста. Но этот рост может не состояться, если вопрос с доступностью кредитов для бизнес-начинаний так и не будет решен. «Мы видим сокращение возможностей валютного финансирования, повышение процентных ставок, а это может отрицательно сказаться на желании заниматься бизнесом, – отмечает экономист. – Главной проблемой 60% предпринимателей называют не административные барьеры, а отсутствие финансов. Примерно 25% респондентов говорят, что деньги банка – дорогие деньги. На административные препоны жалуются только 15% респондентов».

Хуже всего в условиях санкций и антисанкций, по словам Александра Кайсарова, придется тем, кто занимался продажами импортных товаров. Все остальные игроки рынка находятся в более-менее равных условиях.

«Рентабельность капитала малых предприятий в инновационной сфере в среднем по стране – 75%, это очень высокий процент. В сельском хозяйстве – порядка 18-20%, в торговле – чуть поменьше, – говорит эксперт. – Все эти попытки ввести налоги понятны. Сейчас доля малого бизнеса в ВВП – около 12%, а она должна быть намного выше. Пока у него больше социальная функция, но если создать хорошие условия, этот сектор может стать реальным подспорьем экономики. И если за счет высокоприбыльных, в первую очередь, инновационных предприятий получить хотя бы 20% – это ровно то, что нам нужно».

Менее оптимистично настроен Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент».

По его прогнозам, в 2015 году малый бизнес, на 90% сконцентрированный в потребительском секторе, будет преимущественно оставаться под давлением. Существенно затормозится динамика розничной торговли и сферы услуг – это произойдет из-за отсутствия экономического роста, девальвации рубля, снижения доходов одновременно с довольно высоким инфляционным давлением, что окажет заметное негативное влияние на покупательную способность и показатели спроса.

Исключение, по мнению эксперта, могут составить технологичные проекты, ориентированные на информационно-телекоммуникационный рынок. Впрочем, их в общем объеме МСБ пока не много.

КОММЕНТАРИЙ
МИХАИЛ МОКРЕЦОВ, ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

«В условиях экономических санкций и возможного снижения потребительской активности населения промышленность и бизнес нуждаются в дополнительном стимулировании. В качестве мер административной поддержки, снижении налоговой нагрузки мы предлагаем внести ряд изменений в законодательство Санкт-Петербурга, и уже в 2015 году установить дополнительные льготы по налогам на прибыль, имущество, земельному налогу, а также отменить авансовые платежи по налогам, зачисляемым в бюджет города».

КИРИЛЛ МЯСОЕДОВ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФИЛИАЛА «РОСБАНКА»:
«Замедление рынка продолжится и в 2015 году, а увеличение кредитного портфеля составит порядка 12-13%. Заявленные меры господдержки сегмента МСБ, в том числе создание Агентства кредитных гарантий, смогут оказать существенное влияние на динамику рынка только в следующем году».

КОРОТКОЙ СТРОКОЙ:
По данным представителей петербургских банков, наиболее популярными кредитными продуктами среди субъектов малого бизнеса сегодня являются кредиты на покрытие «кассовых разрывов», овердрафт, возобновляемые и невозобновляемые кредитные линии.

Нина ФРЕЙМАН