Музыка по правилам и без...

Зимой столичные чиновники всерьез заговорили о том, что уличных музыкантов обяжут приобретать годовые патенты. Их предлагали оценивать в зависимости от места выступления – от 36 до 180 тысяч рублей.
Хотя впервые такую идею чиновники озвучили еще в 2012 году. Тогда запред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева назвала патенты щадящим решением – по сравнению с упрощёнкой и вменёнкой, которые также грозили артистам. Но музыкантов не обрадовал ни один из этих вариантов. К счастью для них, ни в 2012, ни в 2014 году патенты так и не ввели.

Этим летом вопрос об ограничениях для музыкантов был поднят снова – правда, речь зашла уже не о налогах, а о месте и времени выступлений. На сей раз столичные власти посчитали, что судьбу музыкантов должны решить горожане. Опрос проводили с помощью мобильного приложения «Активный гражданин». Выяснилось, что так или иначе ограничить музыкантов хотели бы 74% «активных» москвичей. При этом только 56% столичных жителей хотят контролировать выступления артистов в жилых районах. 42% считают, что музыке самое место в парках, 29% – что в скверах, 20% проголосовали за пешеходные зоны, и только 8% посчитали, что музыканты сами должны выбирать, где давать концерты. Зато подавляющее большинство – 89% респондентов – уверены, что выступления могут проходить в любой день, а не только по праздникам.
В итоге, глава комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников предложил издать по итогам опроса специальные постановления, а тех, кто не будет их соблюдать, наказывать штрафами. Идею поддержал глава департамента культуры Сергей Капков.

В Петербурге ограничивать музыкантов пока не планируют, мнения горожан тоже не спрашивают. Правда, можно предположить, что опрос в городе на Неве привел бы к похожим результатам.
Кстати, впервые угроза над петербургскими уличными коллективами нависла десять лет назад, когда Валентина Матвиенко заявила, что нужно что-то делать с теми из них, кто «оскверняет своим внешним видом наш европейский город». После этого милиция задержала около двадцати исполнителей, работавших в самых разных жанрах. Против участников известной фолк-группы Reelroadъ даже возбудили дело по статье 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».

Как ни странно, сегодня препятствовать творческой деятельности самобытных ансамблей стали меньше, хотя отдельные случаи, разумеется, имеют место. Теоретически, как признаются сотрудники правоохранительных органов, уличных исполнителей можно задержать по нескольким статьям: за незаконную предпринимательскую деятельность, незаконное подключение оборудования к городской электросети или за нарушение тишины после одиннадцати.

Впрочем, многие опытные музыканты, играющие на городских улицах, уверяют, что конфликтов с полицией у них либо вовсе не было, либо были, но очень давно. Некоторые маэстро согласны с тем, что выступления на улицах нужно в какой-то степени ограничивать или регламентировать.
Гитарист Николай Гвоздев играет на улице около десяти лет. По вечерам его можно встретить на площади Островского. «Налоговую инициативу» он оценил философски: «Не думаю, что налоги были бы очень большими. Если это даст право работать официально, почему бы нет. Будет меньше попрошаек, играть станут в основном профессионалы, уверенные в себе».

А вот вибрафонист Алексей Чижик, более двадцати лет выступающий в Летнем саду, считает, что налогами облагать музыкантов не стоит. «Если музыкант не просит деньги, не вывешивает бумажку с надписью Donation, играет искренне, по-моему, неправильно с него требовать налоги», – рассказал собеседник «Новостей малого бизнеса». У Чижика – богатый опыт выступления на улицах европейских городов. По его словам, свободнее всего музыканты чувствуют себя в Норвегии, Швеции и Финляндии – там у них никаких разрешений не требуют. Правда, в Хельсинки существует правило, согласно которому выступать артисты должны после пяти часов вечера (считается, что раньше людей не нужно отвлекать от работы). В Голландии, по сведениям Чижика, за выступления нужно платить в городскую казну 20 евро за день или 40 евро за месяц.

В некоторых европейских странах музыканты должны проходить лицензирование и серьезный отбор. Так, покупать лицензии исполнители обязаны в Испании. Кто достоин давать концерты, а кто нет, там решает Ассоциация уличных музыкантов. В Мюнхене для артистов составляют специальный график – играть можно не больше двух часов в неделю: слишком много желающих. В Англии судьбу музыкантов решают муниципальные власти. Как правило, электронные инструменты и колонки использовать запрещают – это связано с уровнем шума. Акустические инструменты, напротив, приветствуются.

Идею отбора музыкантов Алексей Чижик приветствует, поскольку далеко не все люди, взявшие в руки инструмент, способны с ним адекватно обращаться: «Многие играют все время одно-два произведения. Каково это слушать людям? Например, я знаю одного хорошего музыканта в Париже, который каждый день вывозит на мост напротив Нотр Дам де Пари свой рояль на колесиках. Он утверждает, что никому не платит за право там играть. Но при этом он страдает от румын, которые ему мешают. Они повсюду, от Португалии до Ирландии, всегда играют одну песню – «Крутится-вертится шар голубой». Это их национальная мелодия, и кроме нее они ничего не исполняют. Самый лучший закон действует в Англии: играешь на одном месте час – потом перемещаешься, в результате для местных жителей получается такая радиотрансляция», – говорит Алексей Чижик.

Однообразием репертуара отличаются североамериканские индейцы, игру которых петербуржцы слушают уже не первое лето. «Перуанский индеец» Ибрагим приехал в Санкт-Петербург из Эквадора. По словам Ибрагима, он студент Морского технического университета, хотя выглядит на все сорок.
Ибрагим играет с друзьями у станции метро «Горьковская», у театра Балтийский дом, на Сенной площади и у метро «Гостиный двор» – это основные точки. Иногда индейцы перебираются к станции метро «Технологический институт», Исаакиевскому собору, на «Ладожскую» и другие площадки. Не любят Васильевский остров – на пешеходной линии у станции метро «Василеостровская», по их мнению, слишком много пьяных.

«Налоги? Мы очень мало зарабатываем. Зачем налоги?! Мы просто играем – люди любят. Не надо налоги. Сколько зарабатываем? По-разному бывает. Летом больше, когда холодно – меньше. Диски мы продаем, да. Но это мы сами музыку свою записали – все честно», – говорит Ибрагим.

Отчислять в казну заработанные средства не хотят и музыканты-любители. «На пиво хватает, на сигареты. Как мы будем налоги платить? – удивляется Аркадий, участник трио, выступающего возле станции метро «Василеостровская». – Мы же не ООО. Хотя, да, по одному «О» на каждого и можно в налоговую идти». Идея кастингов и отборов ему тоже чужда: ведь у непрофессионалов шансы пройти отбор не велики.

«Это очень мелочно – требовать от музыкантов какие-то налоги, – убеждена Эля, 23-летняя сотрудница библиотеки, в свободное время играющая на скрипке у станций метро в Центральном районе. У Эли ДЦП, профессиональную карьеру она сделать не смогла, но и отказываться от музыки не хочет. – Да, люди на улице разные играют, но мне кажется не стоит делать из них дойную корову. Я зарабатываю по-разному: иногда выходит до тысячи в день, иногда меньше. На Невском проспекте меня никто не трогает. Может подойти полиция, и попросить документы, задать парочку глупых вопросов. Меня считают немножко странной – это даже помогает. Если хочешь заработать, исполнять надо мелодии из кинофильмов или «битлов», но и Шуберта прохожие иногда тоже узнают, и Моцарта, и даже Скрябина».

Одним словом, идея обложить музыкантов налогами вряд ли будет пользоваться популярностью в Петербурге. А вот конкурсы на право выступления вполне могли бы прижиться. По крайней мере, профессиональные музыканты, уставшие от засилья любителей, к ним готовы. Вопрос только в том, кто будет оценивать артистов.

Нина ФРЕЙМАН, «Новости малого бизнеса», фото сайта proshkolu.ru и club.foto.ru