Ленэнерго и безвозвратные возможности

Зато участники состоявшейся днем ранее почти что «встречи без галстуков» с участием бизнес-омбудсмена Александра Абросимова и директора по технологическому присоединению ОАО «Ленэнерго» Сергея Ересова предположили, что именно эти «энергетические недостатки» откинули Петербург 20-е место рейтинга инвестиционного климата российских регионов. Поговорить о них договорились конструктивно, без эмоций и ненужных выпадов по отношению друг к другу...
Вообще, все вопросы с технологическим присоединением в Петербурге были уже решены несколько лет назад, как о том известили тогдашнего губернатора Валентину Матвиенко. Позже выяснилось, что до 80% субъектов МСП в Петербурге не имеют договоров на энергоснабжение (по версии ОАО «Ленэнерго», цифра куда скромнее), а те, что хотят присоединиться, вынуждены платить баснословные штрафы за бездоговорное энергопотребление. Представители предпринимательского сообщества уверены, что такой итог стал результатом системы, при которой монополистам выгодно не подключать предпринимателей к сетям, «придерживая» их у себя. Поэтому выход они видят в объединении сетевых компаний со сбытовыми структурами и других глобальных изменениях «энергетического» законодательства.
По версии Сергея Ересова, ситуация не требует столь радикальных преобразований, поскольку медленно, но меняется в лучшую сторону. Корень существующих проблем он, ожидаемо, видит в самих предпринимателях, по отношению к которым в свое время сбытовая компания не проявляла должных мер жесткости.
«Штрафы за бездоговорное потребление были мизерными, и предприниматель рассуждал так: мне проще отдать двадцать тысяч, чем подключаться. Потом выходит 442-е Постановление, которое резко ужесточило штрафы. То есть, человек платил двадцать тысяч, а теперь вынужден платить двести, триста тысяч. Поэтому все и началось», – раскладывал ситуацию господин Ересов под лукавыми взглядами участников рабочей группы, которые словно говорили: «знаем мы все эти сказки – присоединиться было тяжело и в 2010, и в 2009, и в 2008 годах...»
Впрочем, никто из них не отрицал, что с выходом 442-го Постановления, жизнь заиграла новыми красками. Например, один собственник не может разделить акты о технологическом присоединении на оба своих объекта. Иными словами, предприниматель лишен возможности перераспределять мощности между своей собственностью, что порождает огромное количество тупиковых вопросов. Оказалось, что эти вопросы порядком надоели и самим представителям Ленэнерго, поэтому господин Ересов выразил готовность поддержать предпринимателей, если они выступят с инициативой упростить схему перераспределения мощности.
«То есть, мы можем вынести вот эти противоречащие здравому смыслу вопросы в протокол, с тем, что вы поддержите их?» – уточнил Александр Абросимов.
Но оказалось, что прежде чем поддержать бизнес, сетевикам нужно взять паузу на просчет собственных рисков: скорее всего, господин Ересов уже пожалел о заявлении, сделанном без согласования с начальством.
«Александр Васильевич, ну какие у них могут быть риски? – воскликнул председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров, обращаясь к Абросимову: с господином Ересовым, которому Сергей Владимирович за две минуты до этого пообещал беседу «в других местах», ему наверное разговаривать уже было не о чем. – Какие риски, если они разделят баланс между моими двумя объектами?! Просто эти люди создают коррупционные схемы и живут на них...»
Вероятно, коллеги, хорошо знающие господина Федорова, ожидали услышать хрестоматийный пример, как в расставленные коррупционные сети попался петродворцовый Сбербанк. Однако его Сергей Владимирович приберег его напоследок – впереди на повестке дня стоял вопрос о возможностях сокращения сроков технологического присоединения.
По ним правозащитники провели две контрольные закупки. Выяснилось, что срок одной только выдачи договора на технологическое присоединение занимает 90 дней. Этим господину Ересову как бы намекнули: историческое постановление премьер-министра Дмитрия Медведева о технологическом присоединении «под ключ» за четыре месяца, явно не исполняется. «Разумеется, со стороны нам не все видно, но, тем не менее, хотелось бы понять тонкие места, которые у вас не работают, – корректно изъяснился сопредседатель санкт-петербургской «Деловой России» Виталий Фатеичев, и еще раз наступил господину Ересову на мозоль. – Вот, к примеру, ответ на письмо о разделении актов технологического присоединения. Письмо было написано 29 октября 2013 года. Ответ о том, что этого нельзя сделать, пришел в марте этого года. Это для примера. Просто хотелось бы сформировать рабочую группу по решению подобных проблем, чтобы это приводило к комплексному решению вопроса в вашей структуре».
Господин Ересов оказался обеими руками за обратную связь, однако обратил внимание, что сроки начинают идти не с момента подачи заявки, а с момента предоставления полного пакета документов. Если же он не полный, компания, работающая по закону, не может ничего с этим поделать.
О возможностях сокращения сроков технологического присоединения спросили и у Сергея Федорова. Тот сообщил, что боится говорить то, что думает, и, наконец, вспомнил Сбербанк:
«Ленэнерго не заинтересовано в присоединении бизнеса к сетям. Ведь как только мы присоединяемся, сразу же начинаем платить деньги другому. Мы уже ставили эти вопросы много лет, но без коренных преобразований они не решаемы. Вокруг каждого монополиста существуют десятки компаний, которые возглавляют их чада и домочадцы. Например, Сбербанк заказал выполнение условий технического присоединения не у той компании, которую указала монопольная структура. И что? Они сдавали результат своего присоединения три года!»
Завязалась небольшая дискуссия. Внезапно осипший господин Ересов предлагал перейти от лозунгов к конструктиву и напомнил: в прошлом году Ленэнерго заключило 3800 договоров с предпринимателями по ставке 550 либо 600 рублей за киловатт. Господин Федоров ядовито парировал: перед заключением наивным предприятиям, которые добровольно пришли «сдаваться», выставили сотни тысяч рублей штрафа, собрав с них, «миллиарды незаработанных денег».
«Да, ведь 442-е постановление говорит о том, что безучетное потребление нужно оплачивать, а мы работаем по закону» – огрызнулся Сергей Ересов.
Помощник депутата ЗакСа Ксения Терентьева поинтересовалась, почему имея возможность оплачивать счета по таким либеральным расценкам, как 550-600 рублей , предприниматели видят совсем иные цифры. Так, по двум одинаковым объектам Ленэнерго в первом случае выставило счет порядка 18 тысяч рублей, во втором – 60 тысяч рублей.
Сергей Ересов настаивал на ставке 550 рублей за киловатт и предлагал рассматривать все случаи индивидуально. Но общее давило частное.
«Увы, сегодня мощность не является для предпринимателей товаром, они, к примеру, не могут ее поставить на баланс, – заметил Александр Абросимов. – А вот для Ленэнерго является».
«Мы торгуем не мощностью, а возможностью получить в конкретной точке мощность конкретного уровня напряжения, и эта возможность безвозвратная», – парировал энергетик.
«Сергей Алексеевич, то есть вы хотите сказать, что если предприниматель ушел и пришел новый, то он получит мощности бесплатно?» – возмутился Абросимов.
«Ну конечно! Конечно! Конечно! Документ просто переоформляется. Другое дело, если мы говорим о перераспределении мощности. А если она остается в одном помещении, то это просто вопрос переоформления документов».
Переоформление, на которое по закону отведено семь дней, как выяснилось, может занимать пять месяцев. Иногда предпринимателям успевают пересчитать тарифы по сечению кабеля и умудряются выставить многотысячные счета за год.
«Таких действий быть не должно, – заключил Сергей Ересов. – Счета могут выставляться только на помещения, в которых никогда не было договора энергоснабжения. Если за ними числится такой договор, то эти действия незаконны».
«Но они есть, – почти крикнула сотрудница аппарата Уполномоченного Надежда Полянская. – И что делать предпринимателям в таких случаях?»
«Я готов получить от вас информацию об этом. Эти действия неправомочны», – пообещал Ересов.
Таким образом, если кто-то из бизнесменов стал жертвой мошенничества, из сказанного технологическим директором можно сделать вывод: вовремя поданный ему сигнал позволит избежать разорительных штрафов. Правда, не ясно, ускорит ли это выдачу уже переоформленных документов.
Зато можно надеяться, что петербургских предпринимателей ждет другая, пусть и запоздалая года на два новость. Заметно улучшить положение малого бизнеса в городе может проект по закреплению мощностей за городскими помещениями. Собственно, это решение созрело в столице еще два года назад: ситуацию, в которой договоры с энергетиками заключает арендатор помещения, волевым решением не допустил Сергей Собянин.
В Петербурге же первые 250 помещений с закрепленными мощностями получат предприниматели Красносельского района. Напомним, ранее городской КУГИ неоднократно уверял корреспондентов «Новостей малого бизнеса»: заботиться о мощностях должны бизнесмены и монополисты. В результате, старые арендаторы могли забрать с собой уже оформленные документы, а новые, учитывая все сложности оформления, и вовсе не заключать их. Постановление №442 сделало бездоговорное потребление крайне невыгодным, зажав бизнесмена между перспективой сотен тысяч штрафа и возможностью оказаться в заложниках медлительности монополистов. Хотя представители Ленэнерго уверяют: число бездоговорников в Петербурге не превышает 15 тысяч человек, следовательно, глобальной проблему назвать никак нельзя.
Яна ПЛОТНИКОВА, «Новости малого бизнеса», фото с сайта http://ejnews.ru