Петербург в аутсайдерах по инвестиционной привлекательности

Инвестиционный климат Петербурга оказался одним из худших в России. К такому выводу пришли сотрудники Агентства стратегических инициатив (АСИ). По мнению экспертов, основные причины этого — высокая себестоимость производства и административные барьеры. Однако власти региона считают, что аналитики ошиблись.
АСИ совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и The Boston Consulting Group исследовало инвестиционный климат в 21 субъекте Федерации. Это пилотное исследование, поэтому регионы выбрали из разных федеральных округов и с разным валовым региональным продуктом, чтобы проверить эффективность системы, по которой работали эксперты. В дальнейшем его планируется сделать ежегодным. Анализ проводился преимущественно на основе опроса предпринимателей, работающих в данных регионах. Исследовались такие показатели, как скорость выдачи разрешений на строительство, подключения инженерных коммуникаций, регистрации прав собственности, частота проведения проверок и количество документов, которые при этом запрашивают надзорные органы, состояние малого бизнеса, а также уровень коррупции (по оценке предпринимателей), — всего 54 критерия.
Всем регионам по итогам опроса присвоили оценку в виде латинской буквы (А приравнивается к пятерке, Е — к единице). Лучше всего себя показали Калужская, Костромская, Ульяновская области, Красноярский край и Татарстан. Ленинградская область получила литеру C, Москва — D, а Петербург вместе с Приморским, Ставропольским краями и Свердловской областью — E.
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко уже заявил, что он не вполне согласен с результатами исследования и подозревает, что критерии, которыми руководствовались эксперты, не подходят к «таким мощным регионам», как обе столицы. При этом глава города напомнил, что в прошлом году Северная столица привлекла свыше 330 млрд рублей прямых инвестиций и свыше 13 млрд долларов иностранных инвестиций. «Может быть, так получилось, что выбрали всех тех, кому работать стало сложнее. Не исключаю, что кому-то стало сложнее работать в нашем городе, включая представителей и крупного бизнеса, и среднего, потому что мы сегодня выстраиваем правила работы единые», — подчеркнул он. Коррупции, по мнению градоначальника, в Петербурге не больше, чем в целом по России. «Если бы все воровали, давно бы все украли, и в городе было бы, наверное, ничего не решено. К сожалению, воруют не все, — оговорился господин Полтавченко. — Я имею в виду, к сожалению, воруют отдельные лица, а по ним судят обо всех».
А председатель комитета по инвестициям Ирина Бабюк сказала, что, скорее всего, будет обжаловать в специальную апелляционную комиссию результаты исследования, касающиеся именно инвестиционной политики. Вопросы, которые касаются малого бизнеса и инженерно-транспортной инфраструктуры, в сферу ее полномочий не входят, поэтому озаботиться ими должны соответствующие профильные комитеты, отметила госпожа Бабюк.
Тем не менее, исполнительный директор петербургского отделения Американской торговой палаты Мария Чернобровкина считает, что рейтинг «достаточно объективный». «Это действительно мнение предпринимателей, — уверена она. — Мне кажется, это объясняется тем, что себестоимость производства в Петербурге по объективным причинам очень высокая. Это и стоимость кадров, и административные барьеры. В Москве бизнес ближе к федеральному центру. Административные барьеры, наверное, одинаковые и там, и там. Но в Москве их можно решить быстрее. И там есть близость к финансам, к различным федеральным целевым программам».
«Проблема Петербурга заключается в следующем: во время правления предыдущего губернатора были даны сверхполномочия крупному бизнесу: российским олигархам и транснациональным корпорациям, — пояснил председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса Алексей Третьяков. — Поэтому малый бизнес практически не влияет на инвестиционный климат, так как его просто нет. А крупный бизнес недоволен тем, что нынешняя власть пытается загнать его в какие-то рамки». Коррупции в виде классического взяточничества, по мнению господина Третьякова, в Петербурге меньше, чем в других регионах. Зато местные чиновники используют более «инновационные» способы вымогательства денег у бизнеса. «Зачастую заставляют предпринимателей брать на себя социальные обязательства: облагораживать территорию, ставить двери в подъездах. Коррупция это или нет? Мы же понимаем, что деньги, выделенные на эти работы из бюджета, куда-то деваются», — отметил он.
Как считает начальник исследовательского отдела Леонтьевского центра Нина Одинг, низкие результаты Москвы и Петербурга связаны с тем, что они представляют собой урбанизированные территории. «На таких местностях всегда сложнее. Там масса регулирования. А в регионах, в которых мало инвесторов, каждому из них кланяются в ноги, там бизнес не конкурирует, а, наоборот, кооперируется с властями», — говорит госпожа Одинг. Между тем, она тоже полагает, что на инвестиционном климате сказываются действия чиновников, заставляющих коммерсантов брать на себя завышенные социальные обязательства. «Не секрет, что Петербург решает многие свои проблемы за счет бизнеса. Это неформальное налогообложение. Например, в Петербурге строительство огромных жилых массивов сопровождается скандалами, потому что строят только жилые дома, а вокруг нет ни школ, ни детских садов, ни мест работы. Уже официально объявлено, что строители должны за свой счет строить школы, детские сады и поликлиники, — пояснила госпожа Одинг. — Мне кажется, основная цель появления этого рейтинга — дать сигнал властям, что нужно что-то менять».

Антон Арсеньев,
«КоммерсантЪ», 26.05.2014 г.