Бег с препятствиями

Давление на бизнес со стороны коррумпированной бюрократии достигло таких масштабов, что об этом не стесняясь говорит власть на всех уровнях – констатируют эксперты Ленинградской ТПП. Исследования, проведенные ими на Северо-Западе, зафиксировали не слишком благополучный предпринимательский климат региона: 72% опрошенных назвали самочувствие бизнеса плохим, а каждый седьмой респондент сказал, что не ощущает поддержки государства. На фоне затяжной многолетней рецессии, которую прочат финансисты российской экономике, подобное отношение к малому предпринимательству не просто ликвидирует шансы нашей страны на экономический рост, но и будет способствовать его продолжительному застою.
Год назад отечественные эксперты Давосского форума представили три сценария развития экономики России. Наиболее благоприятный из них рисовал картину регионов-локомотивов, активно привлекающих инвестиции и борющихся за внимание и средства инвесторов. Однако опубликованные на днях данные Росстата совпали с наихудшими прогнозами Ленинградской ТПП: никакого роста за минувший год не произошло, экономика страны находится в стагнации, а Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина объявляет о высоких рисках стагфляции – опасного сочетания роста цен с торможением экономического роста. Как отмечают наблюдатели, в этом положении наша страна оказалась не одна: падение курса валют зафиксировано во всех странах с развивающейся экономикой и, согласно прогнозам финансистов, быстрее всего развитие будет происходить в уже развитых странах. Они и перетянут крупных инвесторов на свои рынки.
«Российские власти понимают эту ситуацию и уже перестали ссылаться на внешние причины, как это делалось во время экономического кризиса, – поясняет свое видение проблемы вице-президент Ленинградской ТПП Дмитрий Прокофьев. – Ведь сегодня внешнеэкономическая коньюктура благоприятна для России: высокие цены на нефть держатся последние три года и пока не обнаружили тенденций к падению. Поэтому причины замедления роста экономики кроются внутри».
Внутренние причины могут быть обусловлены самочувствием бизнеса и системой его защиты, утверждают эксперты: в рейтинге всемирной конкурентоспособности по защите прав собственности Россия находится на 133-м месте, по степени независимости судов – на 119-м, а по степени эффективности правовой системы для разрешения споров – на 118-м.
«Ситуация, при которой бизнес испытывает давление по всем секторам, осложняется постоянным «бегом с препятствиями», когда сложно готовиться к решению проблем, поскольку ты не знаешь, какая из них будет поджидать завтра», – констатирует экс-заместитель председателя комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области Сергей Кузин. Например, прошлогодние эксперименты с повышением страховых взносов вывели с рынка Петербурга более 148 тысяч ИП – часть из них закрылась, часть ушла в тень (по стране эта цифра составляет около миллиона). По словам Кузина, в этом году предприниматели ожидали коренных улучшений, которые, однако, не случились.
Ключевые проблемы Ленобласти – экспансия зарубежных товаров в связи со вступлением России в ВТО и нестабильность внутреннего законодательства. Если первая проблема более глобальна, то вторая вызывает недоумение.
За последние годы количество рынков в регионе сократились со ста (2005 год) до 11 (2014 год), что бьет по фермерству. При этом 779 населенных пунктов Ленобласти, где проживает более двадцати тысяч жителей, не имеют никаких торговых объектов, ни стационарных, ни нестационарных. 1263 населенных пункта обслуживается только автолавками.
«Возмущает, что стоимость электроэнергии у нас выше, чем во многих странах Запада. При этом Ленобласть – это регион, который самостоятельно генерирует атомную энергию. И сегодня представители ЛТПП констатируют, что плата за подключение к электромощностям не только не уменьшилась, она увеличилась! – говорит Сергей Кузин. – В этом году мы ждали коренных изменений в области упрощения норм экологического законодательства, но буквально под новый год пришлось обсуждать новый законопроект по введению обязательного экологического аудита на предприятиях. Все члены палаты – промышленники, производственники – не поддержали этот законопроект и направили обоснованную позицию в Госдуму».
При этом эксперт обращает внимание, что малый бизнес Ленобласти вкладывает в доходную часть бюджета области 3–5%. Расходы же, которые область несет на поддержку «малышей», составляет меньше одной десятой от доходной части. Если бы на поддержку и развитие тратилось больше, налоговая отдача от данного вида деятельности могла бы существенно возрасти.
Дмитрий Прокофьев, вице-президент Ленинградской ТПП:
– Сегодня необходимо работать над вопросом, как сделать так, чтобы продукция малого бизнеса была востребована торговыми сетями. Их развитее – это объективный процесс, который происходит во всем мире, ведь сети – это высокоэффективный и высокотехнологичный бизнес. В том же «Ашане» во Франции основная масса продукции представлена французскими фермерами. В нашей ситуации владельцам сетей пока проще привести товар из-за рубежа. Поэтому необходимо растить свой малый бизнес, тогда он окажется востребован сетями. Эти области должны быть не конкурентами, а партнерами.
Алла СЕРОВА, «Новости малого бизнеса», фото http://online47.ru/