Эксперты отмечают застой на рынке перевозок

Неблагодарная работа
Рынок пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге таит в себе нетипичные для других регионов подводные камни. Так, эксперты отмечают, что в Северной столице большие межпиковые периоды, а также дублирующие сети на параллельных улицах. Прибыльность этого бизнеса в Петербурге, таким образом, не особенно велика по сравнению с другими регионами.
Затраты перевозчика огромны: помимо приобретения транспорта, приходится также нести значительные эксплуатационные затраты. Это и заработная плата для сотрудников, и горючее, и техобслуживание, и ремонт, и организация паркового хозяйства, и медицинские расходы. Содержание одного автобуса обходится в среднем в 270-300 тыс. рублей. Помимо этого, автопарк необходимо регулярно обновлять: городское правительство требует, чтобы возраст автобусов большой вместимости не превышал семи лет, а средней вместимости – пяти.
Перевозчики жалуются, что зарабатывают автобусы только в часы пик, а действующая тарификация не учитывает межпиковые периоды. Все это делает перевозки скорее убыточными, чем прибыльными: речь идет даже не о прибыльности бизнеса, а о его рентабельности.
Существуют и другие проблемы: в частности, кадровые. В апреле 2013 года председатель «Партнерства автомобильных перевозчиков и автовладельцев» Владимир Федченко обратился к депутату ЗакСа Андрею Анохину с просьбой преобразовать рынок городских пассажирских перевозок, учитывая приоритет компаний не использующих труд водителей-иностранцев.
«Ни для кого не секрет, что в сфере пассажирских перевозок в Петербурге на протяжении уже весьма длительного времени существует ряд проблем. Не секрет и то, что большинство этих проблем обусловлено коррупционными схемами, и в том числе – активным привлечением в качестве работников (шоферов) неквалифицированных мигрантов. Отсутствие минимальной технической подготовки и опыта вождения в условиях большого города делает таких водителей просто опасными, когда они находятся за рулем», – говорится в обращении Федченко.
Эта проблема, однако, вскоре будет частично решена: 5 ноября 2013 года начнет действовать закон, согласно которому водителем общественного транспорта сможет быть только тот, чьи права получены на территории России. Перевозчики, впрочем, опасаются этого закона, и неспроста. По разным оценкам, от 40 до 45% водителей маршруток не смогут выйти на работу. Эксперты отмечают, что таких шоферов – около 7 тыс. человек.
Везде убытки
Впрочем, у тех предприятий, что занимаются только социальными маршрутами согласно постановлению петербургского правительства, перевозки тоже оборачиваются убытками. Как складывается ситуация у государственных перевозчиков, «Эксперт Северо-Запад» поговорил с представителем ГУП «Пассажиравтотранс».
«Перевозки по регулируемому тарифу имеют социальную направленность, – говорит представитель «Пассажиравтотранса». – Это означает, что перевозка должна быть осуществлена независимо от ожидаемого финансового результата. Сегодня действующий регулируемый тариф ниже себестоимости перевозок, что и определяет их убыточность. Поэтому предприятие вынуждено покрывать часть убытков доходами, полученными от коммерческой деятельности».
Представитель предприятия рассказал также, из чего в результате складываются расходы на перевозки.
«Большую часть наших расходов составляет заработная плата работников и связанные с ней налоги, затем идет топливо. В 2012 году оно подорожало на 21%, значительно опередив плановую величину», – рассказал представитель «Пассажиравтотранса».
В Петербурге 20 перевозчиков. Среди них два городских – ГУП «Горэлектротранс» и ГУП «Пассажиравтотранс» – и 18 коммерческих. Крупнейшие коммерческие операторы – «Питеравто», «Третий парк», «Петербургская транспортная компания» (ПТК) и «Вест-Сервис». Эти компании занимают 80% рынка.
ГУП «Электротранс» выполняет городские пассажирские перевозки трамваями и троллейбусами. В настоящее время предприятие обслуживает 39 трамвайных маршрутов. Согласно данным петербургского Комитета по транспорту, 18% общего числа пассажиров пользуются именно электрическим транспортом.
ГУП «Пассажиравтотранс» осуществляет автобусные перевозки. Общий объем транспортной работы компании оценен Комитетом по транспорту в 77,5 млн км. Помимо «Пассажиравтотранса», автобусными перевозками занимаются также коммерческие компании, объем работы которых составляет 56,6 млн км.
Всего маршрутная сеть Петербурга насчитывает более 5500 единиц автобусов разной вместимости. 36% пассажиров пользуются автобусами.
Рынок, с которого трудно уйти
Заниматься пассажирскими перевозками в Санкт-Петербурге можно только при условии заключения контракта с городом или при наличии соответствующего постановления правительства, как в случае с государственными перевозчиками. Каждые пять лет разыгрываются открытые конкурсы на право перевозить пассажиров по социальным и коммерческим маршрутам. Компании, победившие в конкурсе и занятые на социальных маршрутах, получают субсидии от Комитета по транспорту. К участию допускаются только предприятия, уже имеющие лицензию на перевозку пассажиров.
Несмотря на регулярно проводимые конкурсы, на рынке перевозок наблюдается некая стагнация. В деле остаются только те компании, которые уже достаточно долго находятся на рынке. Связано это еще и с тем, что из этой сферы довольно сложно уйти по нескольким причинам. Одна из них – кредиторские задолженности, неминуемо накапливающиеся при таких масштабных затратах. Другая – огромный парк устаревшей техники, которая остается у перевозчика и которую уже невозможно никому продать.
Получается, что пассажирские автоперевозки – область, в которую легко войти, но из которой очень трудно уйти по собственному желанию. Несколько перевозчиков, впрочем, в 2011 и 2012 годах все-таки ушли с рынка, но причиной стало их полное разорение.
Небольшие компании сталкиваются с тем, что вся прибыль в этом бизнесе в итоге распределяется среди старейших и наиболее крупных перевозчиков, а новички получают только несколько маршруты, которые не могут обеспечить должной прибыли. Таким образом, с одной стороны, на рынке наблюдается некая «дедовщина», но с другой стороны, подобная ситуация обусловлена особенностями самого бизнеса, требующего огромных затрат.

Эксперт Северо-Запад, 28.06.2013.