Бизнес в облаках

Акции российского интернет-магазина по продаже одежды, обуви и косметики Lamoda, впервые в истории отечественной электронной коммерции были проданы за рекордные 4, 2 млрд рублей. Пока это стало самым дорогим вложением в он-лайн торговлю России. Какой вид отечественной электронной коммерции станет привлекательным для инвесторов в ближайшие годы? И найдётся ли на этой площадке место для небольших предпринимателей? В этих вопросах разбирался корреспондент «Новостей малого бизнеса».

Примечательно, что акции Lamoda в числе других инвесторов купил бывший советский подданный, президент Access Industries Леонард Блаватник. Ранее крупные сделки сферы виртуальных продаж проходили при участии американского банка JP Morgan Chase (по сообщению «dp.ru» банкиры приобрели миноритарный пакет той же Lamoda), а лидер онлайн-торговли России KupiVIP, как пишет «Коммерсантъ», привлек инвестиций примерно на $125 млн.

Весной 2012 года те же создатели Lamodа – Надежда и Алексей Бочкарёвы, запустили проект с особым подходом к интернет-шопингу Looksima.ru. (вложения инвестиционного фонда Vesna Investment составили 15 млн рублей). Годом ранее на рынок вышел крупный по нынешним временам интернет-игрок на рынке Петербурга – компания Helptomama.ru. Ее создатели – группа компаний «Энерго» (в концерн входит четыре компании: дистрибьютор продуктов питания и товаров народного потребления «Торговый дом «Энерго», логистический оператор «Энерго-логистик», торговый мир «Светлановский», Медицинский диагностический центр «Энерго») – определили свою аудиторию как семейную. Сегодня Helptomama.ru предлагает около трех тысяч товарных позиций известных мировых брендов для детей от нуля до трех лет. Через год после открытия объем продаж магазина превысил 120 млн рублей. В своём активе компания имеет современный склад класса «А», общей площадью больше 20 тысяч квадратных метров, что, несомненно, является рекордной по вместительности и качеству площадкой для хранения реализуемых через интернет товаров Петербурга.

Интернет-ритейл с крупным бэкграудом начинает занимать рынок – это факт. Отдельные его игроки (к примеру, та же Helptomama.ru) уже даже претендуют на участие в госзакупках. Вместе с тем, пока отечественный объем покупок через интернет можно считать только в процентах от объема виртуальных сделок за рубежом. Несмотря на то, что в России сегодня зафиксировано почти рекордное число пользователей интернета (63 млн человек), в области профессиональной сетевой интернет-торговли наша страна отстает от Европы и США в десятки раз. Не стоит удивляться – в тех же штатах первые интернет-магазины начали активно торговать чаем и кофе аж в 1989 году. Сегодня объем рынка по продаже товаров народного потребления через Глобальную сеть там достигает 20%. В то же время в 2011 году онлайн-сегмент в России занимал в общем обороте отечественной розничной торговли всего 1,6% (онлайн-торговля Великобритании составляла тогда 10% от общего оборота розницы).

Впрочем, по информации Минпромторга, за последние два года число россиян, готовых совершать покупки через Интернет выросло на 44%. «Коммерсантъ» же сообщает, что в декабре 2012 года эксперты компании PricewaterhouseCoopers узрели 11 млн наших соотечественников в числе активных онлайн-покупателей. Аналитики компании уверены, что к 2015 году объем российского рынка e-commerce вырастет до $36 млрд, что составит 4,5% всех розничных продаж.

Свои прогнозы относительно будущего интернет-торговли в России делают и эксперты из ВШЭ. По их наблюдениям, наш рынок электронной коммерции в 2013 году достигнет показателей 790 млрд рублей, что дает повод для оптимистических выводов.

Сегодня, по данным системы «Яндекс. Маркет», в Петербурге и в Москве зарегистрировано около 15 тысяч интернет-магазинов. На их долю приходится 40% покупателей и 60% оборота интернет-торговли по России. Впрочем, то, что это временное явление, сегодня никто уже не сомневается: в ближайшее время e-commerce шагнёт в регионы. По оценкам маркетологов Helptomama.ru, сегодня интернет-торговля является самым демократичным видом бизнеса – фактически среднестатистический интенет-магазин можно открыть в течение двух дней, затратив на это несколько тысяч рублей и заведя каталог примерно на 100 наименований товара.

Руководитель управления продаж и закупок торгового дома «Энерго» Андрей Высокоумов рассказал «НМБ», что в ближайшие пять-семь лет в России будут востребованы в большей степени специализированные магазины, в частности, по детскому ассортименту, по товарам для животных, электронике. По оценке эксперта, ниша интернет-продаж пока будет занята узкоспециализированными товарами. К 2020 году, это место, возможно, займут универсальные магазины, миксовые аналоги привычных «О`кеев» и «ЛЕНТ» (к слову, подобный магазин уже работают – около 12 лет в Москве работает крупный магазин «Утконос» – интернет-гипермаркет, торгующий продуктами питания и сопутствующими товарами).

Эксперты констатируют, что сегодня большие темпы роста демонстрирует интернет-продажа детских товаров – 10-15% в месяц. Правда, в этой области в ближайшие годы ожидается снижение продаж игрушек. Однако игроки рынка намерены сделать ставку на развитие продажи мебели и детской одежды.

По словам директора группы компаний «Энерго» Азата Григорьяна, виртуальная торговля таит в себе специфические риски. Современные маркетинговые исследования этой области констатируют, что покупатели сегодня заинтересованы в современной логистике, широком товаре ассортиментов высокопрофессиональном консалтинге, свободном обсуждении приобретенных товаров. Кроме того, для них важны гарантия качества покупки, оптимальный срок доставки и доверие к продавцу. Иными словами, клиент должен быть на 100% уверен в качестве предлагаемого ему товара, и даже, несмотря на такую уверенность, существуют и риски возврата.

«Ту же коляску в обычном магазине покупатель вертит со всех сторон, и берет ее, скорее всего, навсегда, – пояснил Григорьян. – Здесь же у него не всегда есть возможность сразу же оценить её вес, хотя все параметры указаны на сайте. Кроме того, открывая интернет-магазин, приходится большей частью делать ставку на молодое поколение. Если представить, что все мамы были бы в возрасте от 40 лет, то я бы интернет-торговлю не начинал, всё-таки в людях нашего поколения присутствует определенный консерватизм. Одно дело пользоваться соцсетями, а другое –заказать товар. Поэтому в данном случае мы делаем ставку на молодёжь. Тем более что рынок рекламы будет меняться, сегодня все аналитики говорят о том, что вся она переместится в интернет».

С другой стороны, по мнению Азата Григорьяна, в самой организации торговли есть и несомненные плюсы. К примеру, заходя на сайт, покупатель сразу же может увидеть лицензию на товар, в отличие от широкого потребительского набора крупных сетей.

Кстати, в своё время директор по маркетингу и продажам OZON.ru Юлиана Соколовская предупреждала, что в ближайшие годы отдельные интернет-магазины всё еще не получат большого распространения. По мнению эксперта, скорее всего игроки рынка будут осуществлять всё большую интеграцию с социальными сетями, увеличивая своё присутствие в них. Прогнозы, данные в 2011 году, оправдались. К примеру, многие компании уже запустили интернет-магазины прямо на Facebook – там можно оплатить товар, не отходя от компьютера. Кроме того, как отмечают аналитики, Facebook дает возможность оплатить покупки непосредственно в Глобальной сети с помощью своей внутренней валюты. Что касается отечественной соцсети «В Контакте», то здесь по запросу «Интернет-магазин в Санкт-Петербурге» поисковик выдает почти 3, 5 тысяч сообществ. Разумеется, не все они зарегистрированы как юридические лица – многие занимаются банальной перепродажей товара даже без получения статуса ИП.

Большой исход представителей малого бизнеса в виртуальное пространство прогнозировали аналитики после кризиса 2009 года, а также после очередных «зачисток» в Петербурге. Высказывались даже мнения, что со временем весь малый бизнес переместится в интернет, где более успешен будет не тот, у кого много связей в приближенных кругах, а кто владеет информацией, навыками, знаниями, то есть будет наиболее информационно продвинутым.

Однако на деле оказалось не совсем так. Результаты исследования «Рынок СМБ в России: использование интернета для бизнеса», проведённого по заказу компании Google в 2011 году, показали, что «полноценно» (со своим сайтом или хотя бы страницей в социальных сетях) в интернете присутствуют только 38% компаний малого и среднего бизнеса. Оказалось, что наиболее полно в этом сегменте были представлены предприятия сельского хозяйства, промышленности и туристической отрасли. Для электронной коммерции только один из пяти коммерсантов использовали сайт для интернет-продаж, остальные размещали там прайс-листы или справочной информации.

Сегодня же, по словам Германа Клименко, директора и владельца компании Liveinternet (сервис онлайн-статистики и платформа для ведения блогов и систему медийно-контекстной рекламы), в Глобальную сеть и вовсе пришли свои «Ашаны». По мнению эксперта, с покупателями интернет-магазины связывает реклама на крупнейших поисковых системах. А для того, чтобы бесплатно попасть в топ популярных сайтов, они вынуждены постоянно расширять ассортимент. Не удивительно, что, к примеру, в сфере торговли теми же айфонами крупный интернет-магазин будет получать скидки от оптовиков, соответственно именно торговые сети будут иметь возможность реализовывать товар со скидкой. Поэтому с этой точки зрения эксперт пророчит «малышам» ситуацию еще хуже, чем «в реале».

С другой стороны, малый бизнес может взять реванш в плане эксклюзивности своего товара. Так, в своё время на полосы СМИ попал интернет-проект «Заморские штучки», который торговал любопытными товарами из-за рубежа. Разумеется, в этом случае банальная перепродажа вещей, которая в бытность СССР называлась спекуляцией, не прокатывает. Владельцу подобного магазина приходится выстраивать эксклюзивную работу с поставщиками, общаться на их языке и стараться выставить на продажу то, чего нет ни у кого. Разумеется, с позиций современной интеграции делать это становится всё сложнее.

Алла СЕРОВА, «Новости малого бизнеса»