Вместо снесенных ларьков – автолавки и палатки

Чуть больше недели остается до «часа икс» для сотен петербургских малых предпринимателей

30 апреля заканчивается срок, до которого все торговые помещения, относящиеся к сфере малого бизнеса, должны быть приведены в соответствие с требованиями принятого и подписанного Валентиной Матвиенко еще летом прошлого года постановления правительства города за № 939. По нему, в частности, павильоны не должны превышать по площади 150 квадратных метров, а их высота может достигать максимальной отметки в 6 метров (пункт 2.10.6).
Печальных примеров уничтожения малых торговых площадей в Петербурге предостаточно. В бытность губернатором Валентина Матвиенко объявила войну ларькам. Под предлогом облагораживания территорий в городе сносились мелкие торговые точки, что сыграло только на руку крупным сетям. А петербуржцы лишились возможности по дороге к дому купить элементарный набор продуктов. Их фактически вынудили идти в гипер- и супермаркеты за хлебом, овощами или молоком. Постановление за номером 939 вновь напомнило, что борьба еще не закончена. В предыдущие годы власти особенно преуспели на участках вблизи станций метро. Эти территории для малых предприятий имели стратегическое значение – выгодное расположение может стать практически стопроцентной гарантией успеха. Но доходы малых предприятий чиновников волновали меньше всего. По их же собственным словам, они больше заботились о безопасности (в зоне 50 метров от станций метро по городским правилам не должно быть посторонних строений) и об эстетике, мол, ларьки портят вид и создают антисанитарию. Но что же взамен предложили горожанам власти, которые так беспокоились о благоустройстве микрорайонов?

Чтобы ответить на этот вопрос, «НВ» побывало на месте самых крупных торговых точек, снесенных у метро.

Угол проспекта Большевиков и улицы Коллонтай (Невский район). В прошлом году рабочие снесли около десятка торговых павильонов. Металлические конструкции вывезли почти сразу, а вот мусором и кусками бетона горожане «любовались» еще несколько месяцев. Наконец туда пригнали трактор, пару самосвалов и вывезли крупный мусор. А мелкий разметал по окрестностям ветер. Сегодня на месте обещанного благоустроенного участка – грязная жижа, в которой периодически паркуются машины.
Станция метро «Академическая» (Калининский район). На этом участке торговые павильоны сносили по всем правилам остросюжетного боевика. Предприниматели даже перекрывали проспект Науки. Впрочем, их это не спасло. В итоге на месте торговой зоны появилась зеленая. Жителям бы радоваться, но сквер оккупировали местные маргиналы. Так что теперь урны забиты пустыми бутылками, а газоны и тротуары усеяны окурками.
– С детьми я в этот сквер гулять точно не пойду, страшно, – призналась корреспонденту «НВ» одна из жительниц.
Участок у станции метро «Пионерская» (Приморский район». Раньше здесь ларьки располагались сплошной линией вплоть до Богатырского проспекта. Многие пользовались большой популярностью. Например, киоски со свежими кондитерскими изделиями и выпечкой. А рядом всегда можно было купить свежий хлеб, молоко или творог. Снос этих торговых точек чиновники как раз объясняли эстетической составляющей проблемы. Правда, они никак не хотели слышать о том, что павильоны, наоборот, прикрывали недостроенное здание кинотеатра «Русь».
Чкаловский проспект (Петроградский район). Здесь можно наблюдать похожую картину: на месте павильонов появился небольшой скверик. Нужно отдать должное благоустроителям – каждую весну они превращают его в зеленый уголок с клумбами и цветами. Вазоны маргиналы, которых не смущает даже непосредственная близость отдела полиции, используют в качестве пепельниц, а иногда и туалетов. К тому же жителям района, расположенного совсем недалеко от Каменного острова, гораздо нужнее торговые ряды, чем зона отдыха, рассчитанная на 20–30 человек.
Территория у станции метро «Гражданский проспект» (Калининский район). Недалеко от наземного вестибюля в течение многих лет стояли павильоны, в которых жители окрестных домов, возвращаясь с работы, могли купить необходимые продукты. Около двух лет назад торговые точки разрушили, а на их месте теперь собираются кучки бездомных. Жители микрорайона говорят: мимо ходить, не зажав нос, невозможно. Хотя к 2010 году здесь обещали организовать зону отдыха.

Верните табуретку к холодильнику!

Целую ногу индейки урвала моя знакомая в голодные 1990-е и приволокла домой. День крутила и парила котлеты. Приготовила огромную латку с расчетом, что всей семье хватит на неделю. И, прежде чем убрать обед-ужин в холодильник, поставила емкость остужаться на табуретку у холодильника в прихожей. К вечеру, когда латка остыла и можно было уже запихать ее в холодильник, хозяйка с ужасом обнаружила на дне посудины лишь одну котлету. Кручинясь над пустой латкой, хозяйка поняла важное: притягательный объект остужался на месте, где пересекаются в квартире все тропы: в кухню, в ванную, в туалет, в гостиную, в прихожую. Поэтому передвигаясь по этому «северному торговому пути», муж и дети не могли удержаться от соблазна запустить в кастрюлю лапу и отправить в рот «еще одну малюсенькую котлеточку».
Эта незамысловатая история только на первый взгляд про котлеты из индюшки. На самом деле она про малый бизнес, которому так и не вернули «табуретку у холодильника».
Согласитесь, все вы знаете такие места, где любые «котлеты из индюшки» разлетаются моментально. Но по загадочному стечению обстоятельств сегодня многие из них либо пустуют, либо подвергаются внезапному торговому нашествию, после которого опять наступает неестественная пустота.
В начале 1990-х вокруг бетонного забора у станции метро «Пионерская», что скрывал гигантский недострой, появились первые палатки челноков, потом они трансформировались в железные ларьки. Ближе к миллениуму железную рухлядь снесли и построили просторные павильончики из стекла и металла. Рыночный хайтек пришелся по вкусу всем: торговля набирала обороты. И даже в середине 2000-х, когда администрация города объявила торговые места у всех станций метро персонами нон грата, здесь они держали оборону до последнего, вплоть до прошлого года.
Осенью 2011 года стройка за забором ожила (все удивились так, будто вулкан проснулся), павильоны снесли, а территорию бывшего торгового ряда поглотила стройка, выставив вперед себя еще один высокий забор. И вот этот длинный пустой серый бетонный забор вместо привычных торговых точек оглушил жителей микрорайона. Люди, выходя из метро, поначалу растерянно озирались, словно попали в другое место.
Я же ходила вдоль серого новосела и думала: как долго продлится эта неестественная ситуация? Когда же сердце дрогнет у какого-нибудь предприимчивого человека и он поставит табуретку к этому холодильнику, а на нее латку с индюшачьими котлетками?
Долго ждать не пришлось. Сначала на сером заборе кокетливо затрепыхались разноцветные рекламные листочки: «Египет, Турция – очень дешево», «Одинокая женщина хочет познакомиться», «Сдается квартира без посредников дешево» и т. д. Вслед за бумажными ласточками вдоль забора основались лавки на колесах – газельки, кузова которых превращены в витрины. Они приезжают по утрам, паркуются, открывают свой «сим-сим», и вперед! Двигатель работает, продавец у окошка суетится, а снаружи поток прикормленных, как рыбный косяк, покупателей движется и сметает пирожные, булочки, лепешки из тандыра, шаверму, напитки, а также дешевые книжки.
Время от времени на эту территорию налетает настоящий торговый ураган. И тогда между забором и проезжей частью Коломяжского проспекта выстраивается палаточный торговый городок, который не обойти стороной. У входа в него внутри фанерного теремка с пивным краником сидит таджик в костюме медведя и вяло предлагает медовуху. А весь людской поток, высыпающий из «Пионерской» и движущийся в сторону Богатырского проспекта, течет по торговому руслу вдоль палаток с трусами и носками, ночнушками и водолазками, салом и вареньями, постельным бельем и тапками.

В городе таких «лакомых» мест десятки, если не сотни. У всех у них одинаковая история и судьба – их искусственно «зачистили» в период активного лоббирования интересов торговых сетей и уничтожения мелкой розничной торговли. Но всех их объединяет одно: они не перестали быть местами, которые при грамотном их использовании могли бы приносить пользу и выгоду всем: и горожанам, и малым предпринимателям, и городскому бюджету.

Инна Тимченко, «Невское время», 23.04.2012 г.
Публикуется в сокращении.

Справка «Новостей малого бизнеса»:
Постановление № 939 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при распоряжении объектами недвижимости, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга» утверждено Правительством Санкт-Петербурга 12 июля 2011 года и вступает в силу 30 апреля 2012 года. Оно вводит ограничение по площади и высоте для временных объектов потребительского рынка. Напомним, что, принятие Постановления № 939 было неожиданным для предпринимателей. Оно вышло, когда малый бизнес и общественные организации защиты предпринимательства несколько лет обсуждали внесение изменений в Постановление от 16.11.2005 № 1735 относительно оптимизации предельных параметров временных объектов потребительского рынка, а также возможность предоставления альтернативных земельных участков взамен ликвидированных ранее, бескомиссионное продление договоров аренды земельных участков для добросовестных предприятий.